Автор: воспитатель Лисицина Людмила владимировна
Возрастная группа: подготовительная к школе
Цель: Овладение элементарными представлениями о живой природе.
Программное содержание
Образовательные задачи: учить узнавать насекомых по описанию систематизировать знания детей о насекомых.
Развивающие: развивать логику, мышление, внимание.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение ко всему живому.
Предварительная работа: чтение произведений о насекомых, рассматривание иллюстраций, энциклопедий, загадывание загадок, собирание разрезных картинок на тему, проведение бесед «Кто такие насекомые?», «Вред или пользу приносят насекомые?»
Словарная работа: шестиногие, водомерка, насечка.
Материалы и оборудование: загадки про насекомых, презентация - «Насекомые», фитболы по количеству детей, посылка с письмом и играми «Что лишнее?», «Сложи картинку», «Отгадай насекомое».
Ход деятельности:
Воспитатель. Ребята, сегодня утром почтальон принес посылку к нам в детский сад. Она адресована вам. Давайте посмотрим, что в ней? (Открывает и достает диск.) Интересно, кто нам его прислал и что на нем? А вот и письмо. Оно из леса от нашего знакомого дедушки - Ау. Я вам его прочитаю, хотите?
«Здравствуйте, дорогие ребята! Как и обещал, отправляю вам фильм о лесных жителях. Чтобы узнать о ком он, надо отгадать загадки, которые я вам посылаю. А еще я дарю вам игры, очень надеюсь, что они вам понравятся». Вот загадки дедушки Ау.
В ярком платье модница – погулять охотница,
От цветка к цветку летает, утомится – отдыхает.
(Бабочка)
Нос долог, голос тонок,
Кто его убьет, тот свою кровь прольет.
(Комар)
Сок из цветов она берет
И в сотах копит сладкий мед
(Пчела)
На лугу живет скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь.
(Кузнечик)
Точка, точка, два крючочка -
Это лапки у жука.
Справа - точка, слева- точка.
В черных крапинках бока.
(Божья коровка)
Ребята, как можно назвать одним словом бабочку, кузнечика, комара, божью коровку и пчелу? (Насекомые)
Насекомые самая многочисленная группа животных. Слово «насекомые» происходит от слова «насечка», «насекать». Если внимательно рассмотреть брюшко бабочки или жука, то можно увидеть на нем поперечные полоски, словно брюшко насечено. Как вы думаете, почему насекомых называют «шестиногими»? (Потому что у них шесть ног.) Значит фильм, который нам прислал дедушка Ау, о насекомых. Давайте его посмотрим.
Первый слайд –«Пчела»
Маленькая собачка
Не лает, не бает,
А больно кусает.
(Пчела)
Второй слайд – «Муравьи» Народ рабочий
Весь день хлопочет,
Возле пня дом строит.
Вот так дом – в тысячу окон!
(Муравьи и муравейник)
Третий слайд – «Комар»
Не зверь, не птица,
Нос, как спица.
Там, где садится,
Может кровь пролиться.
(Комар)
Четвертый слайд – «Бабочка»
Не птичка, а с крыльями:
Над цветами летает,
Нектар собирает.
(Бабочка)
Пятый слайд – «Кузнечик»
Имя взял у кузнеца,
Цвет – у огурца.
(Кузнечик)
Шестой слайд – «Жук»
Черен, да не ворон,
Рогат, а не бык,
Летает, а не птица.
(Жук)
Седьмой слайд – «Муха»
Кто над нами вверх ногами
Ходит — не страшится,
Упасть не боится,
Целый день летает,
Всем надоедает?
(Муха)
Восьмой слайд – «Божья коровка»
Какая коровка, скажите, пока
Еще никому не дала молока?
(Божья коровка)
Девятый слайд - «Стрекоза»
Целый день она стрекочет
И молчать она не хочет:
Все расскажет, все обсудит,
Всех рассердит, всех разбудит.
(Стрекоза)
Физминутка с использованием фитболов
Ребята, а сейчас я предлагаю вам поиграть. Все взяли фитболы, я буду задавать вопрос, а вы будете отвечать, если «да» - будете прыгать, если «нет»- будете просто сидеть. Готовы? Кузнечики – это насекомые? (Да)
Все насекомые питаются растениями? (Нет)
Все бабочки сначала бывают гусеницами (Да)
Бывают ночные бабочки? (Да)
У насекомых шесть ног? (Да)
Насекомых можно увидеть на улице зимой? (Нет)
Есть такой такое насекомое - жук олень? (Да)
Паук – это насекомое? (Нет)
Насекомые нужны на земле? (Да)
Положите фитболы и присядьте. Я загляну в посылку и вытащу следующую игру, которую нам прислал дедушка – Ау она называется «Что лишнее?». Я буду говорить слова, а вы должны выбрать лишнее слово и объяснить, почему оно лишнее.
Комар, муха, оса, пчела, волк. (Лишнее волк, потому что это животное, а все остальные - насекомые.)
Стрекоза, муха, аист, кузнечик, муравей. (Лишнее аист это птица)
Сверчок, оса, муравей, кукла, жук. (Лишнее кукла это игрушка)
Бабочка, пчела, щука, жук, комар. (Лишнее щука это рыба)
Следующая игра, которую прислал нам дедушка Ау, называется
«Сложи картинку» Ребята, я раздам вам каждому по конверту, в нем лежат разрезные картинки, чтобы узнать, что изображено на картинках, надо их сложить. Давайте заглянем в нашу посылку и посмотрим, какую еще игру прислал нам дедушка Ау. А следующая игра называется «Отгадай какое это насекомое?» Вы подойдете и выберете на столе одну карточку. Затем вы должны описать детям насекомое, которое изображено на вашей картинке. А дети должны отгадать.
1 ребенок. У этого насекомого длинное брюшко и большие глаза, оно очень прожорливое. «Стрекоза»
2 ребенок. Эти насекомые живут большими семьями. Они поднимают груз, который во много раз тяжелей их самих, дом у них похож на кучу. «Муравьи»
3 ребенок. У этого насекомого большие красивые крылья. Оно питается нектаром. «Бабочка»
4 ребенок. Это насекомое зеленого цвета, у него длинные задние ноги. Оно далеко прыгает. «Кузнечик»
5 ребенок. Это насекомое может ужалить, у него полосатое брюшко. Дом, в котором оно живет, называется – улей «Пчела»
6 ребенок. Это насекомое пищит и пьет кровь. «Комар»
7 ребенок. У этого насекомого длинные лапки, оно может бегать по воде и не тонет «Водомерка»
8 ребенок. Это насекомое строит свой дом из бумаги, оно жалит у него полосатое брюшко. «Оса»
Молодцы ребята! Вам понравились игры и фильм, который прислал дедушка Ау? (Да) Как вы считаете, что надо сделать? (Написать письмо дедушке Ау и поблагодарить его.) Мы это с вами обязательно сделаем.