Артикуляционная гимнастика — это комплекс упражнений, одни из которых помогают улучшить подвижность органов артикуляции, другие — увеличить объём и силу движений, третьи вырабатывают точность позы губ, языка, необходимую для произнесения того или иного звука. Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков и объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады. Необходимо вырабатывать следующие качества у детей: точность, чистоту, плавность, силу, темп, переключаемость движений. Постановка звуков –  это искусственный процесс, с физиологической точки зрения – это создание нового речевого рефлекса. Работу по автоматизации звука следует рассматривать как торможение старых стереотипов и выработку новых. 

Язык – это  главная мышца органов речи. И для него гимнастика просто необходима. Язык должен быть хорошо развит, чтобы иметь правильное произношение звуков. Недостатки произношения усложняют эмоционально-психическое состояние ребёнка, мешают общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникала у ребёнка в дальнейшем, нужно начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.

Для чёткой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определённых положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.  

Правильное произношение различных звуков как в речевом так и изолированно происходит благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык. Уже с младенческих дней ребёнок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками. Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребёнка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. 

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:

  • Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
  • Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
  • Очень часто ребенок не может произнести звук из-за слабых мышц губ, щек и языка. Тогда нужны укрепляющие упражнения.
  • Некоторые дети не могут быстро перейти с одного звука на другой. Для них тоже есть специальные упражнения на переключения.
  • Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики Проводить артикуляционную гимнастику необходимо регулярно, по 5 минут, несколько раз в день, по 3 упражнения за один раз. Важно, чтобы ребенок не переутомлялся. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз. Проводить упражнения лучше в игровой форме, подбирать упражнения от простого к более сложным.
  1. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя перед зеркалом, прямая спина, руки и ноги находятся в спокойном положении. Взрослый рассказывает об упражнении, используя игровые приемы, показывает его выполнение. 
  2. Когда ребенок делает упражнение , а взрослый контролирует выполнение, необходимо делать это перед зеркалом, так как ребенку необходим зрительный контроль Взрослый должен следить за точностью движений, плавностью, темпом. 
  3. Если у ребенок выполняет упражнение недостаточно хорошо,  то не рекомендуется вводить новые упражнения,необходимо отработать старый материал. Рекомендуется использовать новые игровые приемы.
  4. Из выполняемых двух-трех упражнений, только одно может быть новым, остальные даются для повторения и закрепления
  5. Рекомендуется заниматься два раза в день:  утром и вечером, в течение 5-7 минут, в зависимости от возраста ребенка.
Категория
Родителям