Автор: воспитатель Балашова Ирина Сергеевна Уважаемые родители! В церковных книгах последняя неделя перед началом Великого Поста называлась сырною. В это время можно было питаться рыбой, мясом, маслом, молоком, сыром. Эта неделя была названа Масленицей. Праздник был веселым, удалым- одним из самых любимых в народе, о чем говорят и поговорки: «Не житье, а масленица», « Как коту масленица». Каждый день Масленицы имеет свое название: понедельник – «встреча», вторник – «заигрыш», среда – «перелом», четверг – «широкий», пятница – «тещины вечера», суббота – «золовкины посиделки», «проводы», воскресенье – «прощеный день». Накануне первого дня Масленицы хозяйки начинали печь блины. Этот обычай берет свое начало с языческих времен: в то время наши предки – славяне отмечали приход весны, и традиционный блин был не просто куском зажаренного теста, а символом солнца красного. Женщины выходили к воде (колодцу, реке, озеру, ручью) и просили месяц: «Месяц, месяц, золотые твои рожки, выгляни в окошко, подуй на опару». Первый блин отдавался нищему на помин усопших. В некоторых местах России блины клали на слуховое окошко, считая, что души умерших родственников съедят их: «Честные родители наши, вот для вашей души блинок». Блины пеклись из гречневой или пшеничной муки на масле, молоке и яйцах. К блинам подавались икра, сметена, рыба. Напекали блинов горы, так как съедалось их неимоверное количество. «Блин не клин, живота не расколет», - говорилось в народе. Во вторник, на «заигрыш», приглашались девицы и парни – покататься со снежных гор, поесть блинов: «У нас состроены горы и блины испечены – просим пожаловать!» На таких встречах парни высматривали невест, ведь после Масленицы и следовавшего за ней Великого Поста наступал другой праздник – Красная горка - традиционное время свадеб. В среду теща приглашала на блины зятя: «Теща для зятя блины пекла, как у тещи головушка болит, как зять – то удал, теще спасибо сказал». С четверга начиналось настоящее масленичное гулянье, недаром это день назывался «широким». Люди развлекались в балаганах, на ледяных горках, катались на качелях. Устраивались кулачные бои, шумные застолья. Парни строили ледяные крепости с воротами, внутри помещалась «стража». Потом конные и пешие «атаковали» крепость: пешие лезли по ледяным стенкам, а конные пытались ворваться через ворота. А стража крепости оборонялась метлами и нагайками. После окончания боя победители и побежденные вместе шли пировать. По улицам на санях возили соломенное чучело, которое олицетворяло зиму. В воскресенье его сжигали, что в точности воспроизводило древний языческий ритуал проводов зимы. В пятницу, на «тещины вечера», наступала очередь зятьев угощать своих тещ и оказывать им всевозможные почести. В субботу, на «золовкины посиделки», молодая невестка приглашала в гости своих родных. Проводы Масленицы, «прощеное воскресенье», сопровождались разными обрядами: и сжиганием соломенного чучела, которое олицетворяло зло, и катанием на разукрашенных лентами санях, и песнями. В этот день за деревней жгли костры и молодежь прыгала через огонь – в этом обычае нашел отражение древний обряд очищения огнем. В «прощеное воскресенье» было принято просить прощения за масленичный разгул и излишества, за грехи перед родными и близкими – подготовиться к Великому Посту.
Категория
Родителям