сб, 14.11.2015 - 16:12
Подготовила: старший воспитатель Дубинская Т.А.
В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Исходя из этого, данная работа включает целый комплекс задач:
• - воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому,
детскому саду, улице, городу;
• - формирование бережного отношения к природе и всему живому;
• - воспитание уважения к труду;
• - развитие интереса к русским традициям и промыслам;
• - формирование элементарных знаний о правах человека;
• - расширение представлений о городах России;
• - знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
• - развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
• - формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их
традициям.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту – так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Нравственно-патриотическое воспитание – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Чувство Родины… Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается для ребенка с восхищения тем, что он видит перед собой, чему он удивляется, что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детские воспоминания они играют огромную роль в становлении личности патриота.
У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие и таким образом, не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.
Система и последовательность работы по нравственно- патриотическому воспитанию детей может быть представлена следующим образом:
СЕМЬЯ---ДЕТСКИЙ САД---РОДНАЯ УЛИЦА;
РАЙОН---РОДНОЙ ГОРОД---РОДНОЙ КРАЙ – СТРАНА;
СТОЛИЦА – СИМВОЛИКА (ГЕРБ, ФЛАГ, ГИМН)---ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ.
Задача педагога – отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему:
• природа и мир животных (дома, в детском саду, в родном краю);
• труд людей,
• традиции,
• общественные события и т. д.
Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.
Родной город… Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми… Какие сведения и понятия о родном городе способны усвоить дети?
• - четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад
• - внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека, рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей
• - диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников расширяется – это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Дети должны знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. Здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности близких людей. На конкретных примерах и фактах из жизни старших членов семьи ( бабушек и дедушек, участников Великой Отечественной войны, их трудовых и фронтовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг». Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей, их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
Продолжением этой работы является знакомство детей с другими городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства.
Например, воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город – частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего: повсюду трудятся люди для всех (учителя учат детей, врачи лечат больных, рабочие делают машины), везде соблюдаются традиции (Родина помнит своих героев, защитивших ее от врагов), повсюду живут люди разных национальностей, люди берегут и охраняют природу, есть общие национальные и профессиональные праздники.
Быть гражданином и патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного и толерантного отношения к культуре и традициям других народов, независимо от цвета кожи и вероисповедания.
Планирование данной работы наиболее целесообразно по следующим темам «Моя семья», «Моя улица, мой дом», «Мой детский сад», «Мой город», «Мой край», «Моя страна», «Москва – столица России». Работа по каждой теме должна включать занятия, беседы, игры, экскурсии, по некоторым темам – праздники. Причем, темы повторяются в каждой группе, изменяется только содержание и объем познавательного материала, длительность и сложность изучения. Основная форма занятий – тематические. Важно, чтобы они повышали мыслительную активность детей, этому помогают приемы сравнения (труд в колхозе раньше и теперь, счеты и компьютеры и т.д.)
Для ребенка-дошкольника характерна кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное возвращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме. Каждая тема может быть подкреплена различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовлением коллажей, тематических альбомов, поделок, рисунков). Итоги работы по теме могут быть представлены в виде выставки или во время общих групповых праздников.
Рекомендации по планированию материала по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
Тематическое планирование способствует эффективному усвоению детьми знаний о своей семье, улице, городе, своей стране.
Все темы логически связаны между собой и вместе представляют целостную картину сведений о России.
В основу реализации работы по данной теме заложены следующие принципы:
1. принцип последовательности
2. принцип наглядности
3. принцип занимательности
Рассмотрим все принципы на примере планирования работы по теме «Родной город».
Категория
Родителям