Подготовила: старший воспитатель К.А.Котова

Читать вместе – это огромный труд, но, когда вы читаете, ваши дети фантазируют, создают красочный мир, в котором живут их друзья – литературные герои.

Когда вы читаете вслух, вы делите с ребенком не только время, но и интерес, вы рассуждаете, обсуждаете прочитанное. Когда вы читаете, вы учите ребенка слушать, слушать долго, и не прерываясь, слушать вдумчиво и внимательно. Чтение хорошей детской книги всегда приятно: помогает лучше понимать своих детей и вновь возвращает вас в мир своего детства. 

  1. Виды семейного чтения 

Чтение бывает опосредованным, чтением-сотворчеством и самостоятельным. Опосредованное чтение – это чтение, когда ведущая роль принадлежит чтецу, то есть взрослому. Ребенок выступает в роли слушателя. Это дает возможность взрослому: 

  • контролировать процесс чтения: соблюдать ритм, изменять текст, делая его более доступным 
  • ярко и выразительно подавать материал 
  • следить за реакцией ребенка. 

Чтение вслух – задача не из легких. Текст требует не просто механического произношения, но и обыгрывания, создания голосом образов героев книги. По своему опыту родители знают, что через страницу начинает одолевать зевота и клонит в сон. А случается это тогда, когда чтение ребенку воспринимается как обязанность. Чтобы чтение вслух стало радостью, важен настрой не только ребенка, но и взрослого. Будьте готовы реагировать на внезапно возникающие по ходу чтения вопросы и комментарии ребенка и его проявлению отношения к прочитанному: смех, плач, протест. Чтение – это общение, разговор, и если вы обрываете ребенка: «Сначала послушай, разговаривать будем потом», он почувствует себя брошенным и ненужным. 

Чтение как сотворчество – это чтение, когда на равных участвуют взрослый и ребенок. Ребенок совмещает роль слушателя и роль рассказчика, и даже роль критика. Учите ребенка отмечать положительные и отрицательные стороны героев книги как можно раньше, ведь высказанная вслух симпатия или антипатия к герою поможет малышу осознать, почему нравится один и не нравится другой герой. Кроме развития речи и творческого мышления, сотворчество позволяет незаметно привить у ребенка желание читать самому. Какие же варианты сотворчества существуют?

  • Начинаете чтение и через некоторое время предлагаете ребенку придумать, что должно произойти дальше 
  • Можно прочитать стихотворение с разными интонациями: весело, печально и обсудить, какая из них была правильная. 
  • Можно устроить чтение по ролям. Вы говорите за одного героя, ребенок за другого, он начинает следить за смыслом, учится говорить с выражением, тренирует память. 
  • Очень нравится детям игра в «договорки», когда текст надо закончить словом, подходящим по смыслу. Эта игра увеличивает запас слов ребенка, развивает чувство языка, учит слышать отдельные слова и их сочетания. 

Самостоятельное чтение – самый сложный вид чтения. Легко запоминая буквы, ребенок сталкивается с проблемой соединения их в слоги, а затем в слова. На фоне неудач у него может пропасть интерес к чтению. Введите элементы игры в процесс овладения чтением. 

Упражнение-загадка поможет понять логику образования слова. Выберите для чтения простые и понятные слова, например: мяу, гав, хрю и т.п. Буквы напишите на отдельных карточках. Прежде, чем показывать буквы, спросите: «Как мяукает кот?» Покажите поочередно буквы, М-Я-У, попросите их назвать, причем именно звуки м, я, у – это облегчит складывание их в слоги. Когда буквы названы, спросите: какое слово получилось, и кто его произносит. 

Следите, чтобы занятие не утомило ребенка, предложите послушать стихи или сказки о буквах. 

Ваш ребенок научился читать сам. Вы испытываете гордость и облегчение. Вручаете ему интересную книгу и освобождаете себя от этой повинности. Это самая большая ошибка родителей. Даже научившись читать самостоятельно, ребенок нуждается в вас, как в чтеце. 

Во-первых, стремление ребенка получить из книги интересующую его информацию натыкается на его слабую технику чтения, теряется смысл текста. 

Во-вторых, чтение взрослого выразительное, эмоциональное, что делает содержание более захватывающим. 

В-третьих, взрослый помогает вникнуть в смысл, если попадаются незнакомые слова. 

В-четвертых, это возможность пообщаться с ребенком, жить с ним одними интересами. 

Испытывая негативные эмоции от вашего отказа почитать, он на подсознательном уровне проводит параллель между чтением и вашим нежеланием тратить на него время. И он все меньше стремится к чтению, родители удивляются: «Он так любил читать!». 

Не торопите события, пусть инициатором самостоятельного чтения станет он сам. 

  1. Выбор книг для детского чтения. 

Какие же книги читать? 

  • Сказки народные о животных, сказки волшебные, авторские, стихотворные. 
  • Истории про сказочных животных, про реальных животных. 
  • Про маленьких волшебных человечков: Карлсона, Мурзилку, Мумми-тролей и т. п. 
  • Про детей, попавших в сказочный мир. 
  • Про детей в реальной жизни. 
  • Книги познавательного характера, обязательно красочные. 
  • Любимые книги вашего детства. 

Вы обращали внимание на то, как из большой книги ребенок выбирает то, что хочет услышать от вас в качестве прочитанного? Сначала он рассматривает те картинки, где изображены знакомые ему предметы и явления. Затем, взрослея, те, что кажутся ему загадочными или вызывают эмоции: смех или страх. Значит, определяющим в выборе чтения ребенка остается наглядный образ, а не содержание текста. Сегодня выбор книг огромен. Но не все они годятся для чтения детей. При выборе книги обязательно ознакомьтесь с иллюстрациями и текстом. 

Рисунки должны быть: 

  • реалистичными 
  • понятными 
  • не слишком мелкими 
  • соответствовать тексту. 

Очень сложно объяснить ребенку, почему на картинке слон зеленый. А в жизни – серый. Важно и соответствие рисунков тексту, потому что при чтении ребенок потребует именно то развитие событий, которое изобразил художник. 

Поскольку у дошкольников преобладает опосредованное чтение, то текст должен быть: 

  • понятным по смыслу 
  • легко произносимым 
  • соответствовать возрасту читателя 
  • в книге не должно быть произвольных сокращений, мешающих пониманию смысла текста 
  • сленговых выражений. 

Небольшие стихи, песенки, считалки предпочтительнее для чтения вслух. Дети любят декламировать, проговаривать услышанные тексты вслух, что сделать легче, если они рифмованные. 

В круге детского чтения сказки стоит выделить особо. Они – целый мир, своеобразная философия, на понятных образах показывающая разнообразие и эмоциональность окружающего мира. Сказки, легко запоминаясь, осознаются постепенно, их скрытый смысл всплывает в сознании ребенка по мере взросления, давая мудрые советы уже из памяти. Сказки помогают формировать правильное поведение в различных жизненных ситуациях. 

Если вы затрудняетесь в выборе книг, начните чтение с произведений детской классики. Дети до сих пор охотно слушают и читают произведения А. Пушкина, К. Чуковского, С. Маршака, С. Михалкова, А. Барто, В. Драгунского и других, известных вам с детских лет. 

Из современных писателей, пишущих для детей, рекомендуем обратить внимание на М. Боровицкую, М. Яснова, А. Усачева, М. Москвину, С. Седова, В. Лунина, О. Кургузлова, И. Пивоварову, Е. Матвееву и др. 
Кроме новых имен, издаются и незаслуженно забытые авторы, писавшие для детей, например, Л. Чарская. 
И помните, что вам, обязательно, помогут выбрать качественную книгу для чтения и помогут разобраться во всем многообразии современной детской литературы в детской библиотеке. 

  1. Организация книжного собрания дома. 

В каждом доме, у читающих семей, есть книжное хозяйство. А удобно ли им пользоваться вашим детям? Если книг немного, найти нужного автора или книгу не составит труда. Но книги имеют удивительную способность «размножаться», и найти нужную книгу становится все труднее. Устройте вместе с ребенком интересную игру «Книжное перенаселение». Все вместе разгребите книжные завалы таким образом: 

  1. Определите сначала, в какой стране, какая книга живет. Папиным книгам свое место, маминым – свое, а Винни-Пуху и Чебурашке свой уголок. 
  2. Расселите книги по «городам», расселите их по «улицам». И названия у улиц тоже есть – Детективная, Детская, Деловая и т. д. 
  3. На улицах есть и домики (книжные шкафы или полки). Пропишите книги по этажам. 
  4. Расставьте книги в алфавитном порядке по авторам или соберите все сборники сказок, стихов, детективов, кулинарии и … что еще у вас есть? 
  5. Заселяйте полки по очереди, расставляя в алфавитном порядке. 
  6. Расселение успешно прошло, но это не конец игры. Надо книги «прописать». Книга, как человек, у нее есть имя (название), фамилия (автор), дата рождения (год выпуска), место рождения (издательство). Заведите ей паспорт. На отдельной карточке запишите данные каждой книги, затем соберите их в картотеку. 

Адрес может выглядеть так «Д 2» – детская полка, второй ряд. 

Это дело не одного дня, но как рад будет ваш ребенок и сколько плюсов в такой игре, вы понимаете сами.

Категория
Родителям