Книга - это неотъемлемая часть воспитания ребёнка. С её помощью он сможет найти ответы на интересующие его вопросы, познавать мир и самого себя, переживать истории героев, фантазировать развитие дальнейших событий того или иного произведения.

Трудно представить себе дошкольное детство без книги.   Детям с  самого  раннего возраста нравится ритмическая речь, сама музыка слова.  Еще не понимая смысла слова, младенец с радостью слушает народные песенки и потешки , с  удовольствием выполняет первые «упражнения для пальчиков» под ритм частушек , тем самым приобщаясь к родному языку, улавливая мелодичность и ритм.

Родители всегда стремятся к тому, чтобы дети имели собственные книги, и чтобы таких книг было много.  Дети сосредоточенно и внимательно слушают родителей, когда они читают им вслух. Ребёнку не войти в прекрасный мир книги без помощи взрослых. Прививать любовь к книгам нужно с самого раннего детства, тогда и в последствии не возникнет проблем. У ребёнка может появиться привычка к чтению и тогда в более старшем возрасте, он так же будет продолжать читать, уметь слушать, легко подбирать слова для пересказа и в разговоре

Дети могут сами выбирать понравившуюся им книгу. Выбор книги зависит от размера, наличия иллюстрированных картинок и содержания. Чтобы дети полюбили книги, им нужно много книг, а не одна, чтобы всегда был выбор в зависимости от настроения и интереса. Дети, часто придумывают игры на основе впечатливших их историй или сказок .При этом необязательно следовать сюжету, а можно просто проявлять фантазию и воображение. Помимо этого, дети могут лепить из глины, теста, пластилина фигуры сказочных персонажей, рисовать их используя разные виды техник, выполнять аппликацию, оригами, показывая тем самым, что в данный момент больше всего их интересует. Время от времени полюбившуюся книгу  можно перечитать или предложить пересказать её детям показав кукольный или пальчиковый театр. Обязательно выделите место на общей книжной полке для детских книг, где ребёнок сможет самостоятельно в любой момент взять их. Это в глазах ребёнка повышает ценность его книг: они стоят там же, где и книги для взрослых.

Детям нравятся книги с крупными, яркими картинками, они с большим желанием их рассматривают. Ребёнку, особенно маленькому, всегда легче воспринимать рассказ, чем чтение. Поэтому лучше рассказывать сказки своими словами и одновременно рассматривать иллюстрации в книжке. Познакомьте с творчеством С. Маршака, З. Александровой, А. Барто, А.С. Пушкина, Е. Благининой, О. Высотской, К. Чуковского, С. Михалкова, К. Ушинского, В. Сутеева, Е. Чарушина, Н. Саконской.  При чтении литературных произведений, важно обращать внимание на отдельные слова, фразы и выражения. Научите ребёнка пересказывать короткие тексты русских народных сказок, постепенно приступайте к заучиванию стихотворений. Понемногу знакомьте ребёнка со сказками зарубежных авторов, со сказками народов мира, с короткими рассказами - небылицами, с рассказами о явлениях живой и неживой природы, домашних, диких животных и птиц.

Советы для родителей:

  • Прививайте ребёнку интерес к чтению с раннего детства;
  • Говорите чаще о ценности книги;
  • Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии своей семьи;
  • Вы главный пример для ребёнка, и если хотите, чтобы ваш ребёнок читал, значит, стоит тоже систематически читать книги. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой;
  • При чтении книг, уберите из поля зрения игрушки и предметы, которые отвлекают ребёнка;
  • Постарайтесь читать в тихом месте, и главное, не отвлекайтесь сами;
  • Упрощайте текст, чтобы ребёнок не терял интереса к книге. Показывайте иллюстрации;
  • Читайте с выражением, меняйте интонацию в зависимости от персонажа;
  • Вспоминайте с ребёнком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил прочитанный текст;
  • Отвечайте только на те, вопросы которые по ходу сказки, рассказа, стихотворения малыш задает сам!;
  • Посещайте вместе книжные магазины, библиотеки;
  • Покупайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию, по возможности книги полюбившихся ребёнку авторов;
  • Рассказывайте ребёнку об авторе прочитанной книги;
  • Поощряйте ребёнка пересказать хотя бы небольшой отрывок или дополнить ваш рассказ;
  • Чаще устраивайте семейные чтения;
  • Обсуждайте прочитанную книгу среди членов семьи;
  • Читайте ребёнку даже тогда, когда он научится читать сам.

У ребёнка будет поддерживаться желание узнавать из книг новое, развиваться художественный вкус.  Огромное достоинство книг - это содержащаяся в них мораль, то, что они пробуждают глубокий интерес в ребёнке, придают силы и вдохновение. Они увлекают и развлекают, заставляют детей и взрослых задуматься, они приносят утешение и указывают выход из трудной ситуации.

Чтение - самое доступное и полезное для интеллектуального и эмоционально-психического развития ребёнка занятие. Читая, ребёнок становится полноценно развитой личностью.

Категория
Родителям