Подготовила воспитатель Лисицина Л.В.
Откуда берутся талантливые дети? В древности считалось, что талант — дар человеку свыше. Позже, в эпоху Просвещения, большую популярность обрела идея tabula rasa, основанная на представлении, что разум ребенка — это чистый лист, на котором можно „написать” все, что угодно.
Исторически сложились две полярные точки зрения на природу детской одаренности: первая заключается в том, что одаренность — удел избранных и дается человеку от природы и вторая — у каждого ребенка есть возможность стать талантливым. Талантливый ребенок в семье Сегодня, в эпоху увлечения идеями развития детей с пеленок, считается, что гением можно стать, если этого захотеть. Разнообразные центры и школы раннего развития, работающие по новомодным методикам, обещают определить и развить таланты, дремлющие в крохе. Многие родители втайне мечтают, чтобы их малыш был если не гениальным, то хотя бы одаренным? Но как измерить степень таланта? И можно ли вообще это сделать? Является ли этот дар „искрой Божьей” или же все в наших руках, и при определенных условиях мы сами можем развить способности и таланты, скрытые в наших детях? Кто такой одаренный ребенок? „Одаренными и талантливыми детьми можно назвать тех, которые, по оценке опытных специалистов, в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения”. Какие бывают таланты? Выделяют несколько видов одаренности. Различают академическую, интеллектуальную, творческую, художественную, коммуникативную, лидерскую, спортивную (двигательную) и другие виды талантов. Одаренность исключительно в одной сфере деятельности встречается довольно редко. Одаренность — это результат сложного взаимодействия наследственности (природные задатки, генетика), социальной среды, а также собственной деятельности ребенка (игровой, трудовой, учебной). Одарен ли ваш ребенок. Проявиться способности могут лишь при условии, что все эти возможности (поиграть на инструментах, порисовать, решать задачки) будут предоставлены ребенку. Детство – краткий период жизни, когда над человеком не довлеют рациональные требования соответствовать определенному статусу в обществе и не возник еще критический самоанализ подростка. Ребенка не коснулась еще суровая десница школы, поэтому творчество его легко и беззаботно, оно равнодушно к норме и менее всего предполагает мнение другого. Характерная особенность детского творчества – его всеобщий характер. В детстве творят все, и реальная проблема этого возраста – не проблема творчества, а проблема его отсутствия. Если рассматривать творчество как создание нового, то можно утверждать, что все познавательное развитие ребенка проходит исключительно творческим путем. Творчески одаренный ребенок нуждается во взрослом, готовом видеть в нем творческую личность. Этот взрослый не только дает ребенку в руки кисточку или скрипку. Он находиться рядом с малышом. Когда тот встречается с противоречием своей активности. Взрослый не решает за ребенка проблему и не отворачивается от нее. Он находиться рядом и своей благожелательностью и поддержкой подталкивает ребенка к самостоятельному решению проблемы, которую тот уже готов решить. Достоинством и одновременно недостатком взрослого творчества является большой опыт, который дает как знание, так и скептицизм. Достоинство и недостаток детского творчества состоит в непосредственности восприятия, любви к тому, что созидается, и неспособности отсевать хоть что-то. Все это сочетается как живость восприятия, так и примитивизм исполнения. Сочетание творческих возможностей ребенка и взрослого может затенять слабые и высвечивать сильные стороны каждого. Задачей совместного творчества является развитие чувственной сферы ребенка. В совместном творчестве взрослый может обрести новое видение, а ребенок – личность. Результатом детского творчества является не конкретный рисунок или выученный танец, а те изменения, которые произошли с личностью ребенка в процессе созидания, а результат любого воспитательного воздействия на ребенка будет зависеть от силы воздействия, и способности ребенка гнуться под ним. Укрепляя личность ребенка, взрослый придаст ему устойчивость в будущем взрослом творчестве.