Перед тем, как обсуждать приёмы, с помощью которых можно проверить и развивать чувство ритма у ребёнка, нужно разобраться, зачем это нужно, для чего? 

Если ребёнок не может отхлопать, ритмический рисунок, то какие трудности вследствие этого он будет испытывать в другой деятельности?

Чувство ритма является базой. Ритм лежит в основе многих жизненных процессов, таких как: дыхание, сердцебиение, сон, бодрствование и т.д. - это общеизвестный факт. Обучение музыке и танцам - это сферы, практически невозможные без чувства ритма. 

Первое, что рассматривает логопед, когда говорит про ритм, - его значение для слоговой структуры. Действительно, способность воспринимать и повторять различные ритмические цепочки важна для освоения слоговой структуры слов. Слова в русском языке имеют разную длину и подвижное ударение. Слова состоят из 2-3-4- слогов, ударение падает то на первый слог, то на второй - и всё это разнообразие нужно воспринять и воспроизвести. Ребёнок сначала усваивает ритмико-интонационный каркас, куда потом, по мере развития двигательного анализатора, будут «вставляться» звуки. 

Тренировка этой интонационно-ритмической способности начинается очень рано! Интонация усваивается раньше, начиная с крика, а ритм –немного позже (с 5-6 мес.)

Нужно помнить, что развитие ритмической способности ребёнка тесно связано с развитием его движений. Задумывались ли вы над таким совпадением: активное развитие лепета начинается, когда ребёнок научился сидеть? Ребёнок лежит, протяжно гулит, смотрит на маму, слушает её – развивается интонация. А вот гуление сменяется ритмичными слогами лепета. И мы начинаем видеть связь ритма и движений: ребёнок всегда помогает лепету движениями: ритмично взмахивает руками, стучит по кроватке, кастрюле или подпрыгивает на руках у мамы.

А как проверить чувство ритма у ребёнка?

«Маршировка» -самый простой способ получить представление о чувстве ритма ребёнка. Это упражнение способно дать специалисту (и не только) дополнительную информацию о состоянии различных функций.

Просим ребёнка прошагать, как на параде. 

Я буду хлопать (можно стучать в бубен), а ты шагай до стены (до двери). 

Можно шагать под хлопки, под бубен или под команды взрослого. 

Сначала взрослый может показать, как нужно маршировать. Можно шагать на месте, а можно- с продвижением.

Если к маршировке добавляется слуховые сигналы (хлопки, бубен или счёт) – их нужно обрабатывать и координировать движения в соответствии с ними. Это повышает нагрузку на мозг, требуется согласованная деятельность нескольких отделов. Мозг развивается. А если добавить не просто движения, а ритм  и ритмически согласованные движения – маршировка начнет развивать разные модальности и параметры внимания.

В процессе маршировки совершенствуется контроль за движениями, зрительно-моторные координации и пространственное восприятие. Попробуйте-ка идти и не наступать на пятки идущему впереди... Это же нужно следить за равномерностью движений! Ещё одна задача для мозга.

Кроме этого, маршировка развивает мышцы верхней и нижней половины тела, тренирует сердечно-сосудистую систему, развивает вестибулярный аппарат и заряжает ребёнка энергией.

Даже просто под счёт, а уж если под музыку да песню грянуть ...

На занятиях по музыкальному и физическому развитию, а так же при выполнении специальных лого-ритмических заданий и игр и рифмованных упражнений по согласованию речи с движением, в детском саду, дети начинают учиться организованное ходьбе и маршировке достаточно рано. К 5 годам ребёнок уже должен уметь маршировать (пытаться!).

Полезные упражнения с маршировкой

Как сделать упражнения логопедическими, т.е способствующими развитию речи ребёнка?

Шаг 1. Если не получается сразу подружить ноги с руками или руки работают как-то не так, то сначала нужно отработать шаги в ритм речевого сопровождения счёта «раз-два», слов «левой-левой», хлопков или ударов бубна или барабана.

Шаг 2. Затем отрабатываем в медленном темпе движения рук перед грудью: согнуть-выпрямить и т.д. После – отрабатываем движения рук под счёт с ускорением.

Шаг 3. Отрабатываем (медленно!) согласованные движения рук и ног: одновременно поднимаем левую ногу и согнутую правую руку и т.д. 

Виды упражнений по маршировке

  1. Маршировка под счёт «раз-два, левой-левой». Учимся начинать и останавливаться по команде: «Стой! Раз-два!» Если тормозить по команде не получается, есть подозрения по поводу многих несформированных моментов: и баланс процессов возбуждения и торможения не сформирован, и речевая регуляция моторики страдает. У таких детей, чаще всего, речь взрослого не является регулятором поведения.
  2. «Сам себе командир». Просим ребёнка маршировать и командовать себе: «Раз-два, раз-два и т.д.». Ребёнок марширует и командует себе сам. Это уже элементы логоритмики: есть ритм, есть движение, есть речь- нужно их скоординировать. Основные ингредиенты: движение, ритм, речь. (дополнительный вариант: добавить слова «Левой, левой …).
  3. «Командир отряда». Просим ребёнка командовать маршировкой других детей или взрослого. Ребёнок может командовать сам собой, вами или группой детей.
  4. «Прохлопать стихотворение». Рассказать любое простое стихотворение. Просим рассказывать стихотворение под хлопки по слогам. «На-ша Та-ня гром-ко пла-чет и т.д.»
  5. Маршируем и проговариваем слоги: можно с простыми звуками, а можно со звуком, который ребёнок отрабатывает по заданию логопеда. На каждый шаг – слог: ТА-ТА, ТА-ТА, Затем усложнить: ТА- ТУ. ША-ША, ША-ШУ. Только помните, что это упражнение даём тогда, когда отработали чёткое произнесение слогов сидя. Главное, чёткость произнесения! 
  6. Повтор равномерного медленного ритма: ТАМ-ТАМ-ТАМ-ТАМ …Задача -удерживать скорость при повторе.
  7. Повтор равномерного быстрого ритма: титититититити… (дело не в количестве, держать скорость!)
  8. Повтор разных ритмических рисунков. ТАМ-тити, ТАМ-тити или ТАМ-тити-ТАМ-ТАМ и т.д..

Все приведённые выше упражнения помогают формированию ритмического каркаса речи в целом: ребёнок будет говорить чётче, полезно для детей с ускоренной(захлёбывающейся) речью. Помогает освоению слоговой структуры слов. Лучший рецепт – это ритм, движение и речь!

Почему рецепт из ритма, речи и движений наиболее полезен для развития речи ребёнка?  В исследованиях нейрофизиологов были получены вот такие данные: ритмические движения оказывают неспецифическое тонизирующее воздействие на мозг, повышают работоспособность коры головного мозга. Ритм влияет на волновую активность разных участков мозга: активизирует или успокаивает.

Но самое главное: когда ребёнок совершает ритмические движения, сопровождая их стихами, то у него резко усиливается согласованная деятельность двигательных и слуховых речевых зон. (исследования Т.П. Хризман, которые были проведены при выполнении детьми пальчиковой гимнастики).

Поэтому применяем уровневый подход: 

  • учим движения под речевое сопровождение взрослого, 
  • затем – сопряжённо (ребёнок совершает ритмические движения, проговаривая стихи вместе со взрослым). 
  • третий уровень- ребёнок совершает ритмические движения, сопровождая движения самостоятельным проговариванием стихов. Движения могут быть разными: ногами, руками, кистями, пальцами. Для неговорящих или плохо говорящих детей будут полезны 1 и 2 уровни.

Самое простое – пальчиковая гимнастика для кистей и пальцев рук. Тут  и внимание развивается, и память активизируется, и два полушария начинают дружить, и речевые зоны работают дружнее, и мышцы развиваются. Всей пользы не перечислить!

(Рекомендации составлены с использованием  материала #логопедКосинова)
 

Категория
Родителям