Перед тем, как обсуждать приёмы, с помощью которых можно проверить и развивать чувство ритма у ребёнка, нужно разобраться, зачем это нужно, для чего?
Если ребёнок не может отхлопать, ритмический рисунок, то какие трудности вследствие этого он будет испытывать в другой деятельности?
Чувство ритма является базой. Ритм лежит в основе многих жизненных процессов, таких как: дыхание, сердцебиение, сон, бодрствование и т.д. - это общеизвестный факт. Обучение музыке и танцам - это сферы, практически невозможные без чувства ритма.
Первое, что рассматривает логопед, когда говорит про ритм, - его значение для слоговой структуры. Действительно, способность воспринимать и повторять различные ритмические цепочки важна для освоения слоговой структуры слов. Слова в русском языке имеют разную длину и подвижное ударение. Слова состоят из 2-3-4- слогов, ударение падает то на первый слог, то на второй - и всё это разнообразие нужно воспринять и воспроизвести. Ребёнок сначала усваивает ритмико-интонационный каркас, куда потом, по мере развития двигательного анализатора, будут «вставляться» звуки.
Тренировка этой интонационно-ритмической способности начинается очень рано! Интонация усваивается раньше, начиная с крика, а ритм –немного позже (с 5-6 мес.)
Нужно помнить, что развитие ритмической способности ребёнка тесно связано с развитием его движений. Задумывались ли вы над таким совпадением: активное развитие лепета начинается, когда ребёнок научился сидеть? Ребёнок лежит, протяжно гулит, смотрит на маму, слушает её – развивается интонация. А вот гуление сменяется ритмичными слогами лепета. И мы начинаем видеть связь ритма и движений: ребёнок всегда помогает лепету движениями: ритмично взмахивает руками, стучит по кроватке, кастрюле или подпрыгивает на руках у мамы.
А как проверить чувство ритма у ребёнка?
«Маршировка» -самый простой способ получить представление о чувстве ритма ребёнка. Это упражнение способно дать специалисту (и не только) дополнительную информацию о состоянии различных функций.
Просим ребёнка прошагать, как на параде.
Я буду хлопать (можно стучать в бубен), а ты шагай до стены (до двери).
Можно шагать под хлопки, под бубен или под команды взрослого.
Сначала взрослый может показать, как нужно маршировать. Можно шагать на месте, а можно- с продвижением.
Если к маршировке добавляется слуховые сигналы (хлопки, бубен или счёт) – их нужно обрабатывать и координировать движения в соответствии с ними. Это повышает нагрузку на мозг, требуется согласованная деятельность нескольких отделов. Мозг развивается. А если добавить не просто движения, а ритм и ритмически согласованные движения – маршировка начнет развивать разные модальности и параметры внимания.
В процессе маршировки совершенствуется контроль за движениями, зрительно-моторные координации и пространственное восприятие. Попробуйте-ка идти и не наступать на пятки идущему впереди... Это же нужно следить за равномерностью движений! Ещё одна задача для мозга.
Кроме этого, маршировка развивает мышцы верхней и нижней половины тела, тренирует сердечно-сосудистую систему, развивает вестибулярный аппарат и заряжает ребёнка энергией.
Даже просто под счёт, а уж если под музыку да песню грянуть ...
На занятиях по музыкальному и физическому развитию, а так же при выполнении специальных лого-ритмических заданий и игр и рифмованных упражнений по согласованию речи с движением, в детском саду, дети начинают учиться организованное ходьбе и маршировке достаточно рано. К 5 годам ребёнок уже должен уметь маршировать (пытаться!).
Полезные упражнения с маршировкой
Как сделать упражнения логопедическими, т.е способствующими развитию речи ребёнка?
Шаг 1. Если не получается сразу подружить ноги с руками или руки работают как-то не так, то сначала нужно отработать шаги в ритм речевого сопровождения счёта «раз-два», слов «левой-левой», хлопков или ударов бубна или барабана.
Шаг 2. Затем отрабатываем в медленном темпе движения рук перед грудью: согнуть-выпрямить и т.д. После – отрабатываем движения рук под счёт с ускорением.
Шаг 3. Отрабатываем (медленно!) согласованные движения рук и ног: одновременно поднимаем левую ногу и согнутую правую руку и т.д.
Виды упражнений по маршировке
- Маршировка под счёт «раз-два, левой-левой». Учимся начинать и останавливаться по команде: «Стой! Раз-два!» Если тормозить по команде не получается, есть подозрения по поводу многих несформированных моментов: и баланс процессов возбуждения и торможения не сформирован, и речевая регуляция моторики страдает. У таких детей, чаще всего, речь взрослого не является регулятором поведения.
- «Сам себе командир». Просим ребёнка маршировать и командовать себе: «Раз-два, раз-два и т.д.». Ребёнок марширует и командует себе сам. Это уже элементы логоритмики: есть ритм, есть движение, есть речь- нужно их скоординировать. Основные ингредиенты: движение, ритм, речь. (дополнительный вариант: добавить слова «Левой, левой …).
- «Командир отряда». Просим ребёнка командовать маршировкой других детей или взрослого. Ребёнок может командовать сам собой, вами или группой детей.
- «Прохлопать стихотворение». Рассказать любое простое стихотворение. Просим рассказывать стихотворение под хлопки по слогам. «На-ша Та-ня гром-ко пла-чет и т.д.»
- Маршируем и проговариваем слоги: можно с простыми звуками, а можно со звуком, который ребёнок отрабатывает по заданию логопеда. На каждый шаг – слог: ТА-ТА, ТА-ТА, Затем усложнить: ТА- ТУ. ША-ША, ША-ШУ. Только помните, что это упражнение даём тогда, когда отработали чёткое произнесение слогов сидя. Главное, чёткость произнесения!
- Повтор равномерного медленного ритма: ТАМ-ТАМ-ТАМ-ТАМ …Задача -удерживать скорость при повторе.
- Повтор равномерного быстрого ритма: титититититити… (дело не в количестве, держать скорость!)
- Повтор разных ритмических рисунков. ТАМ-тити, ТАМ-тити или ТАМ-тити-ТАМ-ТАМ и т.д..
Все приведённые выше упражнения помогают формированию ритмического каркаса речи в целом: ребёнок будет говорить чётче, полезно для детей с ускоренной(захлёбывающейся) речью. Помогает освоению слоговой структуры слов. Лучший рецепт – это ритм, движение и речь!
Почему рецепт из ритма, речи и движений наиболее полезен для развития речи ребёнка? В исследованиях нейрофизиологов были получены вот такие данные: ритмические движения оказывают неспецифическое тонизирующее воздействие на мозг, повышают работоспособность коры головного мозга. Ритм влияет на волновую активность разных участков мозга: активизирует или успокаивает.
Но самое главное: когда ребёнок совершает ритмические движения, сопровождая их стихами, то у него резко усиливается согласованная деятельность двигательных и слуховых речевых зон. (исследования Т.П. Хризман, которые были проведены при выполнении детьми пальчиковой гимнастики).
Поэтому применяем уровневый подход:
- учим движения под речевое сопровождение взрослого,
- затем – сопряжённо (ребёнок совершает ритмические движения, проговаривая стихи вместе со взрослым).
- третий уровень- ребёнок совершает ритмические движения, сопровождая движения самостоятельным проговариванием стихов. Движения могут быть разными: ногами, руками, кистями, пальцами. Для неговорящих или плохо говорящих детей будут полезны 1 и 2 уровни.
Самое простое – пальчиковая гимнастика для кистей и пальцев рук. Тут и внимание развивается, и память активизируется, и два полушария начинают дружить, и речевые зоны работают дружнее, и мышцы развиваются. Всей пользы не перечислить!
(Рекомендации составлены с использованием материала #логопедКосинова)