ср, 09.04.2014 - 14:09
Работа по исправлению нарушений звукопроизношения начинается с обязательного выполнения упражнений артикуляционной гимнастики, комплекс которых, учитель-логопед подбирает индивидуально каждому ребёнку. Гимнастика, содержит упражнения, подготавливающие органы артикуляции (язык, губы, твёрдое и мягкое нёбо) к последующей постановке отсутствующих звуков.
Для достижения оптимального результата упражнения необходимо выполнять от 3 до 5 раз в день перед зеркалом: с учителем-логопедом на индивидуальных занятиях, с воспитателем группы в детском саду и дома с родителями, на протяжении всего времени пребывания ребёнка в логопедической группе. Работа перед зеркалом помогает ребёнку контролировать точность и плавность движений, правильно их выполнять. В дальнейшей работе добавляются задания на автоматизацию или правильное произношение поставленных звуков в слогах, словах, фразовой и самостоятельной речи ребёнка. Заучивание стихов, насыщенных отрабатываемым звуком.
Для формирования фонетико-фонематической стороны речи и обучения грамоте на групповых, подгрупповых и индивидуальных логопедических занятиях, учитель-логопед в игровой форме обучает детей восприятию звуков родного языка, основам звукового анализа и синтеза, делению слов на слоги, чтению слов и простых предложений.
Коррекционные занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи детей направлены не только на обогащение пассивного словаря. Главная их цель - стимулирование и использование в активной речи ребёнка полученных знаний, что достигается путём многократных упражнений на словообразование, изменение и согласование по родам, числам и падежам
Активно используются игры на развитие навыка словоизменение при помощи приставок, суффиксов, объединение основ, для подбора родственных, обобщающих и уточняющих слов. Учитель-логопед помогает детям освоить навыки построения простых и сложных предложений с предлогами и без, упражняет в составлении рассказов- описаний по плану, связных рассказов по сюжетной картине или серии сюжетных картин, формирует умение красиво и грамотно выражать свои мысли посредством пересказов и составленных детьми творческих рассказов.
Ежедневно дети логопедической группы выполняют разнообразные упражнения для развития мелкой моторики и подготовки руки к письму. Для дошкольников очень полезно и важно заниматься любой работой, связанной с развитием графо-моторных навыков, соблюдая основной принцип постепенного усложнения заданий и времени их выполнения. В своей работе учитель – логопед использует такие задания: обведение предметов по контуру, дорисовывание элементов, штриховка в различных направлениях разными способами по образцу работа с трафаретами и шаблонами; вырезывание и вклеивание картинок; рисунки, аппликации, графические диктанты; печатание букв, слогов. Эти упражнения подобраны «от простого к сложному», формируют у ребёнка умение концентрироваться на выполняемом задании, готовят руку ребёнка к письму, до того, как он пойдёт в школу.
На протяжении всего учебного года еженедельно учитель-логопед проводит консультации для родителей детей, посещающих логопедическую группу. Родители могут получить индивидуальные рекомендации по вопросам развития речевого дыхания, закреплению и автоматизации поставленных звуков, по формированию грамматического строя речи.
Учитель – логопед покажет индивидуальные коррекционные приёмы работы с ребёнком, отметит его успехи, подчеркнёт особенности прохождения коррекционного процесса, обратит внимание на вызывающие затруднения задания и упражнения, подскажет на что необходимо обратить внимание при выполнении еженедельного домашнего задания. Наряду с традиционными способами, логопед предлагает упражнения и задания для развития артикуляционной и мелкой моторики с использованием нетрадиционного оборудования.
Правила занятий с ребёнком дома
- заниматься с ребёнком дома ежедневно
- занятия проводить в спокойной доброжелательной обстановке
- время проведения занятий 10-15 минут
- хвалите ребёнка за каждое, даже небольшое достижение
- артикуляционные упражнения выполнять перед зеркалом, чтобы ребёнок мог себя контролировать.
- все задания (кроме графических) выполняются устно, а взрослый вписывает ответ ребёнка
- графические задания ребёнок выполняет самостоятельно под обязательным наблюдением взрослого.
Категория
Родителям