Подготовила: воспитатель МБДОУ д/с-к/в №7 Лисицина Людмила Владимировна
З а д а ч и: создать условия для обобщения представлений детей об осени как времени года, ее признаках обобщения представлений о связи живой и неживой природы в осенний период, о приспособлении человека к сезонным изменениям природы воспитывать желание наблюдать за красотой осенней природы.
П р е д в а р и т е л ь н а я р а б о т а.
– Наблюдения на участке детского сада за живой и неживой природой.
– Заучивание стихов об осени.
– Рассматривание пейзажных картин художников.
– Составление гербария из осенних листьев и др.
1. Ч т е н и е стихотворения «Приметы осени»:
Осень подойдет неслышно,
Тихо встанет у ворот.
В огороде листик вишни
На дорожку упадет.
Это первая примета,
Что от нас уходит лето.
А вторая – куст малины
В нитях белой паутины.
Чуть короче станет день,
Потемнеют облака,
Словно их накроет тень.
Станет пасмурной река –
Третья верная примета:
Осень бродит близко где-то.
Ранним утром на поляны
Лягут белые туманы,
А потом, уж жди, не жди,
Моросящие дожди
Пеленой затянут просинь –
Значит, наступила ОСЕНЬ.
2. Б е с е д а по стихотворению.
– Какие приметы осени перечислены в стихотворении?
– Что вам больше всего понравилось в стихотворении?
– А какой сегодня день? (Ясный, солнечный, ветреный…)
– Как вы догадались, что сегодня такая (ясная) погода?
3. Э м о ц и о н а л ь н ы й э т ю д.
Закройте глаза и представте осеннюю погоду
– А почему мы не слышим веселых птичьих голосов?
4. И г р а «Зимующие - перелетные».
Воспитатель называет птиц. Если они осенью улетают, то дети машут руками, как крылышками, если нет – приседают.
5. С о с т а в л е н и е рассказа об осени с опорой на план:
* осенние месяцы;
* приметы ранней или поздней осени;
* животный мир (подготовка к зиме);
* осенние работы людей.
6. З а г а д к и.
Летел пан, на воду пал.
Сам не тонет и воды не мутит. (Лист.)
Летит без крыльев и поет,
Прохожих задевает.
Одним проходу не дает,
Других он подгоняет. (Ветер.)
Без пути и без дороги
Ходит самый длинноногий,
В тучах прячется, во мгле,
Только ноги на земле. (Дождь.)
7. С о с т а в л е н и е и р а с с к а з ы в а н и е детьми рассказов-загадок о любимом дереве, животном, растении, но обязательно о приспособлении их к сезонным изменениям.