Подготовила: воспитатель МБДОУ д/с-к/в №7 Лисицина Людмила Владимировна

Дошкольный период характеризуется интенсивным формированием организма детей, их опорно-двигательного аппарата. В этом возрасте закладывается фундамент здоровья ребенка, а для морфологического совершенствования в этот период ведущие значение имеют рациональный двигательный режим и всесторонняя поддержка физического развития ребенка, как в семье, так и в образовательном учреждении.

В условиях нашего ДОУ вопрос создания здоровьесберегающей среды решается и как работа по сохранению и укреплению здоровья детей в целом, и как система педагогической поддержки индивидуального физического развития каждого ребенка. В связи с этим наиболее значимым представляется аспект воспитательно-оздоровительной работы, предполагающей формирование центральных установок на здоровый образ жизни как индивидуальную потребность ребенка. В этом направлении нами разрабатывалась и проводилась инновационная работа по закаливанию детей в подготовительной группе.

Закаливание – это система мероприятий, направленных на повышение устойчивости защиты и приспособления организма ребенка ко многим факторам внешней среды с тем, чтобы суточные и сезонные, периодические и внезапные изменения температуры, атмосферного давления, магнитных и электрических полей Земли др. не вызывали у детей резких отклонений в протекании физиологических процессов, вследствие которых возможны заболевания.

Следует знать, что закаливающие процедуры приносят пользу лишь в том случае, если они проводятся систематически, то есть в одно и то же время регулярно.

Рассмотрим принципы закаливания, которое мы проводим.

1. Принцип постепенности увеличения закаливающих воздействий.

При закаливании организма недопустимо форсированное снижение температуры или увеличение продолжительности процедуры.

2. Систематичность закаливания – это регулярное повторение закаливающих воздействий. Следует помнить, что закалить ребенка на продолжительное время, навсегда, невозможно, какие бы усилия к этому не прилагались.

3. Учет индивидуальных, возрастных особенностей организма ребенка – состояние его здоровья, физического и психического развития, типологических особенностей нервной системы, чувствительности к действиям закаливающих агентов.

4. Наличие обязательной эмоционально положительной реакции малыша на любую закаливающую процедуру.

5. Многофакторность закаливания – использование различных агентов: холода, тепла, механического воздействия воздуха, воды и др. (нельзя закаливать ребенка, только, например, водными процедурами. Нельзя заменить прогулки никакими другими средствами закаливания) .

6. Сочетать общих и местных охлаждений. При обливании стоп тело остается незакаленным и, наоборот, процедуры (обливание до пояса) не обеспечивают устойчивости стоп к холоду. Оптимальная устойчивость организма ребенка достигается при чередовании общих закаливающих процедур с местными, направленными на наиболее чувствительные к действию холода области тела (стопы, носоглотка, поясница).

Во время закаливания нами использовалось художественное слово:

Мы играли, наши ноженьки устали,

А сейчас мы отдохнем и по ручейку пойдем,

Рядом, рядом друг за другом,

Мы плывем как ручеек.

Ручеек бежит играет, наши ножки закаляет.

На колючей на дорожке,

Пусть попляшут наши ножки.

По дорожке мы пойдем,

Рукавичку мы найдем.

Ручки, грудку разотрем,

Ножки, спинку разотрем,

А водичка не простая,

А водичка солевая.

Освоение ряда здоровьесберегающих технологий в работе с детьми проходило с соблюдением техники закаливающих процедур, проводилось после дневного сна под наблюдением воспитателя.

Одним из внедряемых видов закаливания в группе было солевое закаливание: 1) солевые ванны с морскими камушками. Ребёнок ходит или топчется босиком по резиновым игольчатым коврикам, таким образом разогревая стопу, далее погружает ноги в таз, наполненный водой комнатной температуры и разведённым в ней 10% раствором соли, где дно заполнено гладкими крупными морскими камушками. Вся процедура длится не более 2 минут и заканчивается растиранием ног вафельным полотенцем.

2) солевые следочки. Эффективным средством закаливания является хождение по солевым следочкам. Солевой раствор раздражает хеморецепторы, вызывая расширение периферических сосудов стоп. Рефлекторно усиливается теплообразование, увеличивается прилив крови к нижним конечностям и стопам, длительное время сохраняется тепло. Механическое действие возникает в результате раздражения биологических точек на подошве.

Процедура состоит в следующем: нами были изготовлены следочки из махровой ткани сложенной в 6 раз. Следочки опускаются в солевой раствор (на 1 л воды 90 г соли, затем расстилаются на полу или полиэтиленовой плёнки. Ребёнок встаёт ногами на следочки, выполняет притопывание, после хождения по игольчатым резиновым коврикам для разогрева стопы. Затем ребёнок переходит на сухой коврик и растирает ноги вафельным полотенцем.

Применение Су-Джок терапии. На кистях и сто- пах располагаются системы высокоактивных точек соответствия всем органам и участкам тела. Воздействуя на определенные точки, можно влиять на соответствующий этой точке орган человека. Су-Джок терапия является одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка. Приемы Су-Джок терапии: – массаж специальными шариками.

1) резиновые мячи Су-Джок. Ребёнок после дневного сна прокатывает стопами ног резиновые, шипованые мячи разного диаметра.

2) пластиковые мячи Су-Джок. Дети прокатывают стопами ног, либо массируют только пальцы ног, прикладывая усилия к пластиковым, шипованым мячам.

Закаливающие процедуры с использованием массажа тела детей, с использованием различных массажёров, проводившиеся при температуре воздуха менее 200С.

Массаж – способность усиливать адаптацию к перепадам температуры, очень эффективен при принятии детьми воздушных ванн. Массаж следует проводить регулярно, в положениях сидя, лёжа, стоя. Направление массирующих движений должно быть строго в сторону лимфатических узлов: на руках — от пальцев к подмышкам; на ногах — от стопы к колену и далее к паху; на груди — от центра к периферии. Лимфатические узлы массировать нельзя. Допускается использование резиновых, холщовых и других массажных принадлежностей. Сила массажа для ребенка должна быть умеренной.

В нашей группе процедура массажа проводится с использованием:

1) массажной резиновой рукавички;

2) колёсно-ребристого массажёра;

3) точечного массажёра;

4) массажёра для головы;

Создавая в группе комплексную здоровьесберегающую, развивающую среду и предъявляя к ней вышеописанные требования, мы формируем благоприятные условия для повышения двигательной активности, для компенсации нарушенных функций организмов, развития самостоятельности, гармонизации физического и психического компонентов здоровья детей.

Категория
Родителям