Автор: учитель - логопед Роттер Марина Александровна Важнейшую роль в становлении речи, особенно, правильного произношения, играет не только хороший уровень психики, правильноестроение речевого аппарата, но и наличие полноценной речевой среды, в которой протекает жизнь ребёнка.   Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития ребёнка и в дальнейшем его  успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушение в ходе  развития речи ребёнка отражаются на его поведении, а так же на его деятельности в различных её формах.   Важное значение имеет развитие всех сторон речи, особенно в период обучения грамоте (чтению и письму), так как письменная речь формируется на основе устной. К сожалению,  многие речевые недостатки выявляются уже только в школе, существенно  тормозя процесс обучения, так как именно  они являются причинами дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения). Родители, сталкиваясь с трудностями,  возникающими при  обучении их ребёнка, естественно, расстраиваются, задают  многочисленные вопросы о  том, почему ребёнок безграмотно пишет, пропускает буквы при письме и теряет целые слоги при чтении, не может применять на практике хорошо выученные правила правописания. А ведь многие родители занимались дошкольным образованием и обучением своего малыша: водили его в различные кружки, центры развития и вроде бы добились цели, которую перед собой поставили – ребёнок умеет читать и писать, поступил в ту школу, которую они для него выбрали. В чём же дело? Что  сделано не так? И что надо делать, чтобы последствий неправильного речевого развития своего ребёнка? Взаимодействие детского сада и семьи- необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников. И самые наилучшие результаты отмечаются у тех детей, где педагоги (логопед, воспитатели, педагоги дополнительного образования) действуют с родителями согласованно. Для правильного и эффективного воздействия на формирование речи своего ребёнка родителям необходимо учесть следующие моменты: Следует  реально оценить состояние здоровья ребёнка. В последние годы резко увеличилось  количество детей с различными видами родовых травм головного мозга  и как следствие с различными видами задержанного или специфического развития, а при этом одной из первых страдает речь. Если родителей что-то беспокоит в речевом развитии ребёнка, не надо бояться  обращаться за консультацией к специалистам. Массовое и углублённое обследование речи ребёнка специалистами проводится к моменту завершения становления речи –к 5годам. Но если вы замечаете, что речь вашего малыша очень отличается от речи его сверстников, не ждите, когда закончится процесс развития речи ребёнка (пяти лет), а обратитесь за помощью к специалисту – логопеду раньше. Нельзя сводить проблему формирования речи к вопросу об обучении грамоте, так как развитие речи – сложный процесс, в котором  освоение письменной формы речи является лишь составной частью. Многие родители стремятся, как можно раньше научить своего ребёнка чтению и письму, считая,  что эти навыки  являются показателя готовности ребёнка к школьному обучению. Навыки чтения и письма – довольно сложные, требующие от ребёнка определенного уровня развития, в том числе и речевого. Известно, что качественно овладеть чтением и письмом невозможно без чистого звукопроизношения, без развитого речевого слуха. Овладение грамотой – не  самоцель, а определённый этап речевого развития ребёнка, который подразумевает серьёзную предшествующую и последующую работу по речевому и языковому развитию  и совершенствованию детей, многократное повторение и упражнение, полученных знаний, умений и навыков. Необходимо  весьма осторожно относиться к раннему введению в жизнь ребёнка иностранных языков. Многие родители полагают, что  знание иностранных языков стимулирует и общее развитие ребёнка. Но если у вашего ребёнка проблемы с родным языком или его речь находится в стадии формирования то вы, обучая его иностранному языку, окажете ему «медвежью услугу»: не разовьёте, а затормозите речевое развитие. Любой язык имеет в своём арсенале звуки, которые характерны только для него, а обучение иностранному языку подразумевает постановку правильного звукопроизношения. Вот тут и начинаются трудности. Так, например, в английском языке есть межзубные звуки, которых нет в русском языке. Более того, межзубное произношение звуков русского языка (свистящих и шипящих) считается довольно сложным речевым дефектом (межзубный сигматизм) и требует серьёзной длительной работы по его исправлению. Педагогами детского сада наработан большой опыт по вопросу всестороннего  развития речи детей. Учитель-логопед и воспитатели группы с радостью поделятся с вами своими знаниями  и накопленным материалом, обучат простым приёмам и играм, гармонично  развивающим речь ваших детей.
Категория
Родителям