«Внутригрупповые отношения детей в условиях дошкольного учреждения»
Автор: старший воспитатель Дубинская Т.А.
Позитивные отношения между детьми группы – залог успешности коммуникативного поведения в будущем. Между тем, в детском коллективе неизбежны конфликтные ситуации. Задача воспитателя – не просто умело разрешать острые ситуации среди воспитанников, но и, что более важно, не допускать их появления. А сделать это можно, создав крепкие и дружеские отношения между ребятами.
Обязательное условие нормального развития ребенка – его активное общение. Процесс общения способствует формированию речевой активности, обуславливает личностные, эмоциональные, поведенческие и другие особенности детей. Таким образом, умение общаться, устанавливать дружеские, конструктивные отношения, учитывать состояние другого – навыки, необходимые не только взрослому человеку.
Коммуникабельные дети в меньшей степени подвержены социальному одиночеству, включены в игровую деятельность со сверстниками, часто занимают позицию лидеров в своей возрастной группе. И наоборот, дети, испытывающие с раннего возраста недостаток общения, имеющие ограниченный круг социального взаимодействия или низкое качество личностных контактов, сталкиваются с многочисленными психологическими трудностями.
Мир взаимоотношений дошкольников разнообразен. Они дружат, ябедничают, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют. И все это протекает естественным образом, без свойственных взрослым проявлений фальши и лицемерия. Однако эмоциональная напряженность и конфликтность в сфере детских отношений значительно выше, чем у взрослых.
Педагогу очень важно научить этому своих воспитанников, ведь он готовит ребят к серьезному этапу на их жизненном пути – обучению в школе.
Чтобы правильно построить работу, направленную на улучшение внутригрупповых отношений и сплочение коллектива дошкольников, необходимо:
- Провести диагностику эмоциональных связей в группе;
- Измерить степень сплоченности/ разобщенности детей;
- Определить эмоциональные привязанности;
- Выявить «социометрические позиции», т.е. определить иерархическое место того или иного ребенка в группе;
- Обнаружить «внутригрупповые» союзы;
- Определить круг детей, оставшихся со стороны сверстников без внимания и уважения, которым требуется помощь и поддержка воспитателя и педагога-психолога.
Эти задачи можно решить с помощью наблюдения за поведением детей в естественных для них условиях и некоторых социометрических методик («Социометрия», «Цветовой тест отношений»)
Чаще всего выявляются следующие проблемы:
- Импульсивное поведение некоторых детей в группе и неумение управлять своими эмоциями;
- Отсутствие в детском коллективе группировок, основанных на взаимных симпатиях;
- Преобладание детей с невысоким социометрическим статусом;
- Низкий уровень групповой сплоченности;
- Низкий уровень благополучия в группе.
Решению данных проблем способствует цикл занятий (о них будет сказано позднее), которые может проводить воспитатель группы.
Цели занятий:
ü Снятие напряжения в коллективе;
ü Развитие навыков общения, эффективной коммуникации и взаимодействия;
ü Раскрепощение неуверенных в себе детей;
ü Сплочение группы
Занятия ориентированы на детей старшего дошкольного возраста и проводятся один раз в неделю.
Советы воспитателю для создания бесконфликтной обстановки в группе
v Создайте в группе единую систему традиций и ценностей. Этому способствуют ритуалы начала и завершения дня, традиционные досуговые мероприятия, празднование дней рождения воспитанников.
v Особое внимание следует обратить на «Изолированных» детей: привлекать их к совместной деятельности группы; найти для них поручения, где они раскрывали бы свои лучшие способности; чаще хвалить и поощрять их в присутствии группы, но делать это за конкретно выполненное ими действие или поступок
v Распределяйте между воспитанниками поручения.
v Планируйте работу на занятиях или во время досуговых мероприятий, утренников в микрогруппах (парах, тройках, четверках.) Минигруппа должна придерживаться принципа взаимопомощи и поддержки, должна быть мотивирована на достижение успеха, а между группами необходимо создать ситуацию соперничества.
Советы воспитателю для создания бесконфликтной обстановки в группе
v Создайте в группе единую систему традиций и ценностей. Этому способствуют ритуалы начала и завершения дня, традиционные досуговые мероприятия, празднование дней рождения воспитанников.
v Особое внимание следует обратить на «Изолированных» детей: привлекать их к совместной деятельности группы; найти для них поручения, где они раскрывали бы свои лучшие способности; чаще хвалить и поощрять их в присутствии группы, но делать это за конкретно выполненное ими действие или поступок
v Распределяйте между воспитанниками поручения.
v Планируйте работу на занятиях или во время досуговых мероприятий, утренников в микрогруппах (парах, тройках, четверках.) Минигруппа должна придерживаться принципа взаимопомощи и поддержки, должна быть мотивирована на достижение успеха, а между группами необходимо создать ситуацию соперничества
Советы воспитателю для создания бесконфликтной обстановки в группе
v Создайте в группе единую систему традиций и ценностей. Этому способствуют ритуалы начала и завершения дня, традиционные досуговые мероприятия, празднование дней рождения воспитанников.
v Особое внимание следует обратить на «Изолированных» детей: привлекать их к совместной деятельности группы; найти для них поручения, где они раскрывали бы свои лучшие способности; чаще хвалить и поощрять их в присутствии группы, но делать это за конкретно выполненное ими действие или поступок
v Распределяйте между воспитанниками поручения.
v Планируйте работу на занятиях или во время досуговых мероприятий, утренников в микрогруппах (парах, тройках, четверках.) Минигруппа должна придерживаться принципа взаимопомощи и поддержки, должна быть мотивирована на достижение успеха, а между группами необходимо создать ситуацию соперничества.