Подготовила: воспитатель Горбунова С.В.
Задачи:
- Познакомить с работой простого телефона; развивать навыки проведения лабораторных работ; закрепить умение работать с предметами, соблюдая меры безопасности;
- Развивать социальные навыки, умение работать с партнером, отстаивать собственное мнение;
- Активизировать словарь детей глаголами и существительными по теме.
Материалы: спичечные коробки, пластиковые стаканы, картонные коробки, трубочки, нитки, контейнеры с крупой, телефон, схема, бумага, музыкальные инструменты.
Ход
Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю поиграть в игру, которая называется «Что звучит?». Закройте, пожалуйста, глазки; и послушайте и угадайте - какой инструмент будет издавать звук? (Дети отгадывают, что звучит).
Воспитатель задает вопросы: «Почему мы слышим эти звуки?», «Что такое звук?». Детям предлагается изобразить голосом: Как звенит комар? (З-з-з), как жужжит муха? (Ж-ж-ж), как гудит шмель? (У-у-у).
Затем каждому ребенку предлагается тронуть струну инструмента, вслушаться в его звук, потом ладошкой дотронуться до струны, чтобы остановить звук.
Воспитатель: Что произошло? Почему звук прекратился? (ответы детей) Звук продолжается до тех пор, пока колеблется струна. Когда она останавливается, звук тоже пропадает.
Воспитатель: Ребята, к нам в группу сегодня пришло приглашение от папы Карло, он приглашает вас к себе в мастерскую. Он уже приготовил для вас места для совместной работы. Но для того, чтобы их получить, нужно выполнить одно задание: «Найди одинаковый звук!» (в контейнерах одинакового размера насыпана крупа: два с рисом, два с пшеном, два с бобами и т.д. У кого звуки совпадают-с тем и образуется пара.)
Воспитатель: Ну а теперь, прошу занять свои места в мастерской. Эй, папа Карло, мы уже пришли! Где же ты? (звенит телефон) Ой, ребята, кажется, зазвонило что-то.
Дети: Телефон!
Воспитатель берет трубку, а в трубке какое-то шипение.
Воспитатель: Кажется, телефон не работает…как же нам позвонить папе Карло, узнать, придет ли он в мастерскую или нет? В детстве я очень любила разговаривать с подружками по спичечному телефону. Хотите, научу вас их изготавливать? Воспитатель достает из коробки схему, спичечные коробки с ниткой.
Воспитатель: Так-так…что это? Догадались? (спички и нитки) Спички?!! Это не игрушка!
Ребенок:
Спички жечь опасно,
Объяснили ясно.
Чтобы не было беды-
Не берите спички вы!
Воспитатель открывает коробок и показывает, что он пустой: А спичек то и нет! Посмотрим на эту схему. Может, кто-то догадался, что нужно для нашего нового телефона от этой спичечной коробки, какая часть? (дно).
Предлагается алгоритм действий:
- Через центры двух пустых спичечных коробков протянуть нить.
- Закрепить эту нить с обеих сторон с помощью спичек.
- Натянуть нить, передать друг другу «секрет». Один прижимает коробок к губам и говорит шепотом, другой прикладывает второй коробок к уху и слушает.
Воспитатель: Хорошо ли слышно? Слышат ли соседи ваши «секреты»? Звук слышат только те, кто участвует в опыте. Почему вы слышите друг друга? Звук заставляет дрожать коробок, «бежит» по нитке ко второму коробку. По воздуху звук передается хуже, поэтому секрет не слышен другим. Спичечный телефон работает по принципу настоящего телефона, только в настоящем телефоне звук бежит по проводам.
Воспитатель: Ну что ж, аппарат работает. Но, к сожалению, у меня только одно устройство, а вас много, кто хотел бы поговорить по такому телефону. Не правда ли? А только ли в спичечном коробке пройдет звук по нитке? Можно ли заменить его на другие предметы?
Работа в парах.
На столе лежат предметы на ниточках между собой.
Воспитатель: Выберите предметы, которые подойдут для телефонных переговоров. Если вы считаете, что ваши предметы подойдут - то встаньте к синему флажку, если нет - то к желтому. (Дети выбирают предметы и выходят к назначенному месту).
Вывод: предметы с донышком подходят для простейшего устройства телефона.
Звенит звонок телефона.
Воспитатель: Алло! Слушаю. Кто это звонит?
Папа Карло: (звучат слова из записи)
- Это я, папа Карло! Еле до вас дозвонился! Ну как, телефон отремонтировали?
Воспитатель:Да!
Папа Карло: Извините, что не сообщил вам заранее о своей внезапной командировке. Торопился. Я скоро приеду, а пока вот вам мой совет: делайте телефон из… ( звонок обрывается и говорит оператор: «Ваша линия отключена за неуплату»)
Воспитатель: Вот ребята, за такой телефон надо платить деньги. А их у нас с вами нет. Зато есть простая бесплатная телефонная связь. (Показывает на коробочки и стаканчики.) Пользуйтесь на здоровье!