Автор: воспитатель Рундау О.И.

Конспект родительского всеобуча по теме: «Развиваем мелкую моторику рук»

Цель: Познакомить родителей с различными играми, направленными на развитие мелкой моторики и речевых навыков.

Задачи:

1. Вызывать у родителей и детей позитивное отношение к детскому саду;

2. Вызывать желание заниматься с ребенком развитием  мелкой моторики дома.

Оборудование:  заготовки для изготовления оригами «Елочка», «Грибок»; несколько самодельных игрушек-шнуровок, маленькая пустая пластиковая бутылка, наборы сыпучих материалов (крупы, бусины, макароны и т.д.),  пластилин, карандаши, наборы мозаики, конструктора, пазлы, книги: Е.Черенкова «Оригинальные пальчиковые игры», Е.Черенкова «Простейшие модели оригами».

Ход мероприятия:

Уважаемые родители! Сегодня мы поговорим с вами о разных способах развития мелкой моторики у детей.

И начнем с того, что определим, почему же развитие мелкой моторики рук оказывает развивающее действие на ребенка в целом.

Вопрос к родителям: Известно, что в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Как вы думаете, с чем это связано? (Обмен мнениями).

Комментарий педагога:

Это можно объяснить несколькими причинами:

 - взрослые меньше говорят с детьми, потому что многие из них заняты и на работе, и дома.

- дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-аудио-видео...).

-  дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т.д.)

Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. 

Для развития мелкой моторики рук можно использовать разные игры и упражнения. С некоторыми из них мы сегодня и познакомимся.

1. Пальчиковые игры и упражнения – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.

Вопрос к родителям: Знаете ли вы какие-нибудь пальчиковые игры, и как часто вы играете в них с ребенком дома? (Обмен мнениями). Предложить показать игры.

Комментарий педагога: Пальчиковые игры - это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи.    Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.

Давайте, вместе с вами сейчас «поиграем».

«Замок».

Ручки складываете в замок, переплетая пальцы. Читая стишок, ритмично раскачиваете «замок»:

- На двери висит замок.

- Кто его открыть бы мог?

- Постучали,

На этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы

- Покрутили,

Не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их.

- Потянули

Тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью.

- И открыли!

Резко отпуская руки, разводите их широко в стороны.

«Пальчик-мальчик».

Сжимайте каждый пальчик малыша, как бы обращаясь к нему: от указательного до мизинца

Пальчик-мальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил.

С этим братцем щи варил.

С этим братцем песни пел.

С этим - в дудочку дудел.

«Капуста».

Говорить ритмично:

- Мы капусту рубим, рубим.

Руками показывать, как мы рубим капусту

- Мы морковку трем, трем.

Руками показывать, как мы трем морковку

- Мы капусту солим, солим.

Пальчики щепоткой – солим

- Мы капусту мнем, мнем.

Руками "мнем" капусту

Мы с вами познакомились с тремя играми, а их великое множество. При выборе пальчиковых игр вы можете воспользоваться материалом «Поиграем с пальчиками», который находится в нашем информационном уголке, также на нашей выставке представлена очень хорошая книга Е.Черенковой «Оригинальные пальчиковые  игры».

2. Оригами – конструирование из бумаги – это еще один способ развития мелкой моторики рук у ребенка, который к тому же, может стать еще и по-настоящему интересным семейным увлечением.

Вопрос к родителям: Как вы думаете, какое развивающее воздействие на ребенка, кроме развития мелкой моторики, оказывает занятие оригами? (Обмен мнениями).

Комментарий педагога: Оригами развивают у детей способность работать руками под контролем сознания. Ребенок учиться общаться с бумагой, угадывать ее качества, развиваются творческие задатки у ребенка, ребенок знакомится с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.), происходит развитие глазомера. Очень важно и то, что при складывании фигурок одновременно работают обе руки, что гармонизирует работу полушарий мозга. Конечно, при работе с детьми младшего возраста начинать надо с очень простых композиций, возможно вам не раз придется показать тот или иной прием.

Вот несколько самых поделок, которые вы можете сделать со своими детьми.

«Ёлка».

Для изготовления елочки понадобятся 3 квадрата зеленого цвета разного размера (10 х 10см, 8 х 8см, 6 х 6см).

Этапы выполнения работы:

- согните квадраты по диагонали

- склейте у полученных треугольников вершины (треугольники не должны разгибаться

- у среднего и маленького треугольника взрослый делает надрезы

- вставьте большой треугольник в отверстие среднего, а среднего – в маленький.

Вот и елка.

Перед работой можно рассмотреть иллюстрации с изображением елки, прочитать стихи, сходить в парк, посмотреть на живое дерево.

«Гриб».

Для изготовления гриба потребуется 2 квадрата: один красного или коричневого цвета 8 х 8см, другой – желтого или белого цвета, размером       6 х 6см.

Этапы выполнения работы:

- согните большой квадрат по диагонали. Это будет шляпка гриба.

- согните малый квадрат пополам. Это будет ножка гриба.

- склейте у полученного треугольника внутренние стороны. Склейте  у полученного прямоугольника внутренние стороны.

- у основания треугольника взрослый делает надрез

- «ножка» вставляется в «шляпку».

Грибок готов.

Эти и еще много других моделей оригами вы можете найти в книге, которая представлена на нашей выставке Е.Черенкова «Простейшие оригами».

3. Шнуровка – это следующий вид игрушек, развивающих моторику рук у детей. В настоящее время в магазинах представлены разные варианты этой игрушки – из разного материала, разного размера, цвета и формы.

Вопрос к родителям: Очень часто такие игрушки стоят довольно дорого, подумайте, как вы можете в домашних условиях изготовить подобную игрушку? (Обмен мнениями).

Комментарий:  Наверное, наиболее простой и недорогой способ изготовления подобной игрушки  - из плотного цветного картона.

Давайте, посмотрим несколько вариантов таких самодельных шнуровок.

Для их изготовления понадобятся: плотный цветной картон, дырокол, шнурки.

Демонстрация нескольких игрушек-шнуровок.

4. Игры с песком, крупами, бусинками и другими сыпучими материалами  -    их можно нанизывать на тонкий шнурок или леску (макароны, бусины), пересыпать ладошками или перекладывать пальчиками из одной емкости в другую, насыпать в пластиковую бутылку с узким горлышком и т.д.

Вопрос родителям: Как вы думаете, почему, несмотря на доступность и явный интерес ребенка ко всем этим материалам, многие родители не используют игры с ними? (Обмен мнениями).

Комментарий: Действительно, использование в играх таких материалов как бусины, камешки, крупы требуют от взрослого особого внимания, так как они маленького размера и могут «совсем случайно» оказаться в носу или ухе ребенка, могут быть проглочены им.  Кроме того, не стоит ожидать, что после игры будет порядок, что ничего не просыплется и никуда не закатится.

Далеко  не каждая мама готова проводить в доме генеральную уборку каждый раз после того, как ребенок поиграл.

Кроме того, для развития мелкой моторики рук можно использовать:

  • игры с глиной, пластилином или тестом. Детские ручки усердно трудятся с такими материалами, выполняя с ними различные манипуляции - раскатывая, приминая, отщипывая, примазывая и т.д.
  • рисование  карандашами. Именно карандаши, а не краски или фломастеры, «заставляют» мышцы руки напрягаться, прикладывать усилия для того, чтобы оставить на бумаге след – ребенок учиться регулировать силу нажима, для того, чтобы провести линию, той или иной толщины.
  • мозаика, пазлы, конструктор – развивающий эффект этих игрушек тоже невозможно недооценить.

На этом мы с вами заканчиваем нашу сегодняшнюю встречу.  И напоследок, стоит заметить, что ни одна игрушка, ни одно упражнение не станут развивающими, если не будут интересны ребенку. И тут  задача взрослых, наша с вами задача, поддержать ребенка, при необходимости оказать помощь, и конечно быть терпеливыми и спокойными.  

Литература:

1.     Е. Черенкова «Оригинальные пальчиковые  игры»

2.     Е. Черенкова «Простейшие модели оригами».

Категория
Родителям