Подготовила: воспитатель МБДОУ д/с-к/в №7 Балашова Ирина Сергеевна
Цель: учить детей украшать силуэты изделий элементами дымковской росписи, подбирая цвет при составлении узора. Формировать интерес к рисованию.
Задачи:
Образовательные: продолжать знакомить детей с народно-прикладным искусством (роспись по мотивам дымковской игрушки). Закреплять умение детей рисовать простейшие элементы дымковской росписи (кружочки, полосы, волнистые линии). Подбирать краски (сочетание цветов, чтобы игрушка была яркая, нарядная). Упражнять в вырисовывании кругов безотрывными линиями всем ворсом кисти, колец одним круговым движением, рисовании точек и чёрточек концом кисти.
Развивающие: развивать творчество, чувство цвета, эстетические чувства, моторику руки, умение выделять красивые работы, умение внимательно слушать воспитателя и отвечать на вопросы.
Воспитательные: воспитывать аккуратность, эстетический вкус, любовь к русскому прикладному искусству, вызывать желание что-то сделать самим, перенимая у народных умельцев несложные приемы.
Материал и оборудование:Фартуки,нарукавники, иллюстрации дымковских игрушек , таблицы с изображением элементов дымковской росписи, рисунки – варианты узоров на игрушках, краски , кисти, салфетки, баночки с водой.
Предварительная работа: беседы о дымковской игрушке, об особенностях узора, композиции, цветосочетании, рассматривание изделий декоративно-прикладного искусства, рисование элементов дымковской росписи. Разучивание стихов по теме.
Ход НОД
Воспитатель:
- Ребята, сегодня мы пришли в мастерскую игрушек, а каких отгадайте:
Кони глиняные мчатся
На подставках, что есть сил,
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил.
Посмотри, как хороша, эта девица-душа
Щечки алые горят, удивительный наряд,
Сидит кокошник горделиво
Барышня уж так красива!
Как лебедушка плывет.
Песню тихую поет.
О каких игрушках идет речь в этих стихах? (Ответы детей)
Воспитатель: - Правильно, эти замечательные стихи народ сложил о дымковских игрушках.
Воспитатель: А творчеству дымковской росписи более 400 лет. Начали делать такие игрушки очень-очень давно, в селе с красивым названием Дымково. (Дети повторяют название). Так и назвали эти игрушки – дымковские (дети повторяют). Их можно узнать по этим красивым узорам. А вы знаете, что в этих элементах есть секрет: круг означает солнце, волнистые линии – воду, а пересечение прямых линий (ромб) - землю. Посмотрите сколько тут красивых, ярких, нарядных предметов. Много лет прошло с тех пор, но и сегодня русские мастера делают эти красивые дымковские игрушки. Люди покупают их и любуются. Нигде в мире не умеют делать такие игрушки, только у нас в России. Вот какая интересная история у дымковской игрушки, (показываю детям дымковские игрушки)
Воспитатель: - Сегодня мы с вами попробуем себя в роли таких же мастеров и украсим дымковскую игрушку. Ребята, скажите, какие дымковские игрушки вы знаете? Назовите их. Дети перечисляют: - Конь, барышня, индюк, олень, козлик, корова…
Воспитатель: - Хорошо, молодцы, мастера действительно изображают в своих игрушках, то, что видят вокруг себя, что показалось им забавным, веселым. Ребята, а какие цвета они используют для росписи таких красивых игрушек? (Ответы детей)
Воспитатель: - Молодцы, все ответили правильно - это малиновый, красный, желтый, зеленый, синий, оранжевый. А какой самый главный цвет остается в росписи? (ответы детей
Воспитатель: - Правильно, белый фон игрушек никогда не закрашивается целиком, а всегда активно участвует в росписи, заставляя особенно ярко звучать цвета красок. Цвета в росписи мастера используют самые разнообразные, а вот элементов всего пять, назовите их. (Ответы детей)
Воспитатель: - Молодцы, ребята, все элементы назвали правильно: круг, прямая и волнистые линии, точки-горошины, ромб и клетка. Сейчас я предлагаю в воздухе нарисовать круг, прямую и волнистую линию… Дети выполняют задание.
Воспитатель: - А сейчас мы с вами приступаем к росписи дымковского коня. Сначала мы нарисуем мелкие детали - это рот и глаза. Чем мы будем рисовать глаза, какой краской? (Ответы детей)
Воспитатель: - Правильно глаза рисуем чёрной краской, тонкой палочкой, используя приём "тычка". А ещё чёрной краской мы нарисуем копыта, хвост, гриву.
Воспитатель. - А чем вы украсите своего коня? (Ответы детей)
Воспитатель: - Мы нарисуем разные колечки, кружочки, точки, полоски. На груди можно нарисовать символ солнца. Молодцы. Теперь я предлагаю вам раскрасить лошадок, как мастера. Приступайте к работе. Звучит русская народная музыка. В процессе работы оказываю детям необходимую помощь.
Физкультминутка:
Я прошу подняться вас – это раз.
Повернулась голова – это два.
Руки вверх, вперед смотри – это три.
Руки разведем по шире - на четыре.
С силой пальцы сжать, разжать – это пять.
Всем ребятам тихо сесть – это шесть!
Дети заканчивают работу, моют руки.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, какая у нас получилась замечательная праздничная ярмарка. Что хороша Дымка! Дети: - Да! Игрушки яркие, праздничные.
Подведение итогов:
В конце занятия выставляются все расписанные лошадки. Воспитатель предлагает полюбоваться ими, выбрать понравившуюся, сказать, почему она понравилась. При анализе отметить расположение узоров, цвет, аккуратность работы.
- Какая работа тебе больше всего понравилась? Почему?
- Что тебе больше всего здесь понравилось?
- Что особенного в этой работе?
- Чем отличается от других эта работа?
Молодцы, все старались создать новые красивые дымковские узоры.
Воспитатель: - Вот наши игрушки засветились. На душе становиться радостно, празднично. Спасибо за вашу работу, мастера.
На этом занятие окончено.