Программное содержание. Закреплять умение детей лепить животных, передавая форму, строение и величину частей: овальную (туловище), округлую (голова), цилиндрическую (ноги); передавать пропорциональное соотношение частей и детали (уши, хвост, лапы); Упражнять в применении разнообразных способов лепки. Учить передавать простые движения фигуры. Развивать умение рассматривать созданные фигурки животных, отмечать их выразительность, объединять вылепленные части в одно целое, плотно соединять их путем примазывания одной части к другой; воспитывать усидчивость, интерес к занятию лепкой.
Раздаточный материал: пластилин, доска для лепки, стека.
Демонстрационный материал: мягкая игрушка заяц, заранее вылепленные детали: туловище, голова, ноги, лапы, уши, хвост.
Структура НОД
- Мотивационно-побудительный этап.
Дети играют на ковре, в игровых уголках.
- Ребята, сегодня к нам в гости пришел необыкновенный гость. Отгадайте, кто это?
Любит красную морковку,
Грызет капусту очень ловко,
Скачет он то тут, то там,
По лесам и по полям,
Серый, белый и косой,
Кто скажите он такой?
Дети: Зайчик.
- Посмотрите, какой он замечательный. Ребята, обратите внимание на его части тела. Какие части тела есть у зайца?
Дети: Туловище, голова, ножки, лапки, ушки, хвостик.
- Скажите, какой формы туловище? Голова? Ноги? Лапки? Уши? Хвостик?
Дети отвечают: овальной, круглой.
- Какая часть тела самая большая?
Дети: Туловище. После туловища по величине идет голова, потом – ноги, лапки, уши и самая маленькая часть – хвост.
(Берём заранее подготовленные части):
- Ребята, скажите, каким способом нужно лепить туловище? Голову? Лапки? Уши? Хвост?
Дети: Нужно взять стеку, отломить кусочек пластилина, раскатать круговыми движениями ладоней, чтобы получился шар, потом прямыми движениями раскатываем пластилин в форме овала.
- Голову нужно делать так: раскатать пластилин круговыми движениями в форму шара.
- Лапки и уши делаются способом раскатывания «колбаски».
- Для хвостика берём самый маленький кусочек пластилина и раскатываем маленький шарик.
- Обратите внимание. Сначала к туловищу прикрепляется голова, затем ноги, лапки, к голове – ушки, потом хвост. Каждую деталь нужно плотно примазывать при соединении.
- Организационно-поисковый этап.
- Ребята, посмотрите, нашему гостю стало немного грустно одному. Давайте слепим ему друзей - зайчат.
Дети усаживаются на свои места за столами.
- Зайчик будет наблюдать за вами. Примемся за дело. Возьмите стеку, отломите кусочек пластилина с помощью стеки. С какой части тела нужно начать?
Дети: С туловища. (Один ребенок вслух описывает процесс лепки).
- Теперь продолжим. Какую часть будете лепить?
Дети: Голову. (Один ребенок вслух описывает процесс лепки).
Физкультминутка.
- Ребята, вы наверно немного устали. Давайте, немного отдохнём. Дети выполняют движения за воспитателем соответствующие тексту стихотворения:
Зайка беленький сидит
И ушами шевелит.
Вот так, вот так,
Он ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапоньки согреть,
Вот так, вот так,
Надо лапоньки согреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Вот так, вот так,
Надо зайке поскакать.
- Продолжим. Какую часть будете лепить сейчас?
Дети: Лапки и ножки. (Дети лепят).
- За какую часть приметесь теперь?
Дети: «Ушки».
- Молодцы, у всех получается? Что осталось слепить?
Дети: «Хвост».
(Демонстрирую мягкую игрушку):
- Нашему гостю очень понравились друзья, которых мы слепили. Молодцы!
(Отдельным детям оказываем индивидуальную помощь.)
- Итог НОД.
Оформление выставки детских работ, обмен мнением о выполненной изобразительной деятельности.