«Игры разные нужны…», или Какова роль игры в развитии ребенка?
«Игра имеет большое значение в жизни ребенка, практически то же, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре» А. С. Макаренко
Роль игры в развитии ребенка!
Перефразируя известное стихотворение С. Михалкова про маму, скажем: «Игры разные нужны, игры разные важны…». Потому что роль игры в развитии ребенка огромна!
Определения понятия «игра» единого до сих пор не выработано наукой и практикой. Игра – это вид деятельности и форма занятий, это жизнь как она есть и имитация жизни, это соревнование и конструирование и т. д.
Игра – это особая форма освоения действительности путем ее воспроизведения, моделирования. Ребенок в игре познает мир и людей через заменители, модели реальных предметов – игрушки.
Какова роль игры в развитии ребенка раннего возраста?
Для ребенка от года до трех игра – это манипулирование с предметами. Через игру с предметами ребенок познает окружающий предметный мир.
Играя на кухне, пока мама готовит, ребенок узнает назначение различной кухонной утвари и названия любимой (или нелюбимой) еды.
Играя с мамой в развивающие игрушки (пирамидки, вкладыши, кубики и т. д., развивается и мелкая моторика ребенка, и мышление, и память, и внимание.
А еще такая игра учит общаться по поводу игрушек и выполняемой деятельности, радоваться успехам, упорно добиваться результата, выполнять указания взрослых, соотносить свои действия с действиями родителей.
Какова роль игры в развитии ребенка дошкольного возраста?
Для дошкольника игра является самым важным видом деятельности. В этом возрасте ребенок живет в игре.
Кроме игры с предметами в этом возрасте появляется другой нужный вид игры – сюжетно-ролевая игра. Это игра, в которой дети принимают на себя роли взрослых и в обобщенной форме воспроизводят деятельность взрослых людей.
Например, это игры в «дочки-матери», «магазин», «больничку», «школу» и т. д. Основная задача такой игры – правильно «играть роль», т. е. соответствовать образцам поведения взрослых.
Эти игры – прямое отражение того, что дети видят в своей повседневной жизни. Одна девочка, играя роль мамы, нежно поглаживает ребенка перед сном, а другая – кричит на него за разлитый на стол чай.
А еще современная детвора играет в «праздничное застолье», лихо чокаясь игрушечными бокалами. Или в киллеров и полицейских, или в гламурных красавиц, у ног которых «мужики так падают». Все меньше стало сказочных принцесс, ожидающих принца, и рыцарей в поисках победы над драконами.
Да и сами дети все реже играют друг с другом. Чаще рядом, но в одиночку. Потому что не умеют: в семье все больше один ребенок, родителям с ним поиграть некогда, на детских площадках играть времени мало, да и мамы постоянно бдят.
Какова роль игры в развитии ребенка дошкольного возраста? Именно в сюжетно-ролевых играх развиваются такие важные для ребенка качества, как умение управлять своим вниманием и памятью, запоминать и придерживаться правил, планировать свою деятельность и предвидеть результат, развиваются наблюдательность и воображение.
А еще сюжетно-роевая игра – это огромное поле для проявления ярких эмоций дошкольника, а также возможность посмотреть на мир глазами другого, что важно для преодоления детского эгоцентризма.
Какова роль игры в развитии ребенка школьного возраста?
Игра не исчезает из жизни школьника, она трансформируется. Школьники могут играть и с игрушками, и в сюжетно-ролевые игры. Появляется стремление играть в интеллектуальные игры, настольные игры.
Все больше современных школьников приобщаются к компьютерным играм.
Для ребенка школьного возраста очень полезными являются подвижные игры. Это прятки, пятнашки, игры с мячом, скакалкой и т. п. Командные игры – волейбол, баскетбол, футбол и др. Во время этих игр дети учатся соблюдать правила игры, воспитываются навыки поведения в коллективе.
Какова роль игры в развитии ребенка школьного возраста? Игра для ребенка школьного возраста – это не школа жизни, как для дошкольника. Для школьников игра – это отдых и переключение деятельности.
Итак, какова роль игры в развитии ребенка? Огромна! Масштабна! Поэтому не надо смотреть на игру как на забаву или пустое времяпрепровождения, по принципу «чем бы дитя не тешилось…».
Чтобы ребенок развивался в игре, нужно избегать чрезмерной опеки ребенка и предоставлять ему больше пространства и самостоятельности. Дети, у которых стремление к самостоятельности развито недостаточно, не умеют играть или играют неохотно, мало и плохо.
Какова роль игры в развитии ребенка? Играйте с ребенком всерьез – и Вы это узнаете.