Дошкольный возраст-период активного роста и развития ребенка, стремящегося все потрогать руками, рассмотреть, даже попробовать на вкус. Нейрофизиологами давно доказана взаимосвязь речевой, сенсорной и двигательной областей головного мозга. У детей с ОНР помимо собственно речевого недоразвития отмечается недостаточная сформированность внимания, памяти, восприятия, низкий запас общих знаний и представлений об окружающем. А так же моторная неловкость общих движений и движений кистей и пальцев рук, бедность эмоциональной сферы. Динамическая реабилита¬ция детей с нарушениями речи предусматривает различные виды стимулирующего воз¬действия. Обогатить сенсомоторный опыт ребенка, скорректировать двигательные нарушения, улучшить память, внимание, восприятие, включить компенсаторные механизмы, способствующие развитию речи, поможет организация сенсомоторного центра в логопедическом кабинете (группе). С целью формирования коммуникативных навыков в связи со специфическими осо¬бенностями поведения и вза¬имодействия дошкольников с тяжелыми нарушениями речи со сверстника¬ми (преодоления агрессивно¬сти, замкнутости, застенчиво¬сти, обидчивости и гиперак¬тивности, снятия мышечного и эмоционального напряже¬ния) целесообразно использо¬вать занятия в сенсорной ком¬нате регулярно. У ребенка создается ощущение защищенности, спокойствия, уверенности в себе, восстанавливается эмо¬циональный комфорт, снима¬ется тревога, достигается релаксирующий эффект, форми¬руется способность ощущать свое тело. В сенсорном центре ребе¬нок не подвергается никаким давлениям извне и ощущает себя в полной безопасности, что способствует развитию психических процессов (памя¬ти, внимания, мышления, восприятия), органов чувств, вестибулярного аппарата, кор¬рекции личностных особенно¬стей и эмоционально-волевой сферы. Кроме того, взаимодействие в центре сенсорного развития обеспечивает быстрое установление эмоционально-положительного контакта между ребенком и взрослым, что повышает уровень доверия и уважения ребенка к взрос¬лому и настраивает его на эф¬фективную и результативную работу. Индивидуальные или подгрупповые формы работы, включающие игры с оборудованием сенсомоторного центра, вызывают у детей эмоциональный отклик, формируют положительный настрой на занятия с логопедом. Оборудование центра предназначено для проведения различных форм работы с детьми. Цель: создать условия, позволяющие включить компенсаторный механизм и облегчить коррекцию сенсомоторных и речевых недостатков посредством использования полифункционального оборудования. Задачи: - развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику кистей и пальцев рук. -стимулировать развитие различных анализаторов- визуального, слухового, осязательного, кинестетического. -решать образовательные задачи с помощью полифункционального оборудования. -развивать эмоциональную сферу и создавать положительную мотивацию для коррекционных занятий. Ожидаемый результат: Улучшение состояния мелкой моторики кистей и пальцев рук; благодаря стимуляции различных анализаторов активизация речевого развития и эмоциональной сферы. Перечень оборудования сенсомоторного центра: Сенсорные дорожки- мягкие и теплые тканевые, из пряжи; гладкие и холодные- из оберточной фольги, бумаги; ребристые – из соломки; колючие – с пластиковыми «травинками». Используются для массажа кистей рук, развития тактильных ощущений, при исполнении логоритмических упражнений Способствуют снятию напряжения и агрессии. Приемы: -ребенку предлагается найти в «травке» из пряжи «цветочки» (из пуговиц), в «море» ракушки. Губки шершавые Используются для массажа кистей рук Способствуют активизации мышечного тонуса, улучшения кровообращения. Шишки сосновые и еловые Используются для массажа кистей рук, развития тактильных ощущений, как счетный материал при ознакомлении с порядковыми количественными числительными. Мячи- гладкие пластмассовые, резиновые(разного размера) с шипами и без, теннисные мячики. Используются для массажа кистей рук, развития ловкости, в дидактических играх для определения очередности ответов. Способствуют активизации мышечного тонуса, развитию внимания, быстроты реакции, моторной ловкости. Су-джок шарики - пластмассовые, с шипами (внутри проволочное колечка) Используются для массажа кистей и пальцев рук, развития ловкости Способствуют активизации мышечного тонуса, развитию внимания, моторной ловкости. Щетки с длинным жестким ворсом Используются для массажа кистей рук Способствуют активизации мышечного тонуса, улучшения кровообращения. Прищепки Используются для массажа пальцев рук(они не должны быть слишком тугими и доставлять ребенку болевых ощущений), конструирования в качестве предметов-заместителей. Способствуют улучшению кровообращения, выработки точных движений, развитию воображения, преодолению скованности. Мелкие игрушки Используются, в сухих бассейнах и импровизационных играх Способствуют развитию тонких дифференцированных движений пальцев рук, развитию тактильной чувствительности. Поддоны, тазы, лотки- емкости для сухого бассейна. Используются для создания сухих бассейнов (с песком, горохом, фасолью, крупой, пуговицами, бусинами) Способствуют развитию тонких дифференцированных движений пальцев рук, развитию тактильной чувствительности, релаксации. Игрушки для пальчикового театра Используются для развития изолированных движений пальцев рук; развитию эмоциональной сферы ребенка в игре Способствуют развитию тонких дифференцированных движений пальцев рук, развитию образной, выразительной речи, артистических способностей, умения голосом передавать характер и настроение героя. Конструкторы -средние и мелкие, объемные и плоские, с различным способом соединения Используются для развития ловкости, координированности движений пальцев рук, развитию закрепления представлений о геометрических фигурах, цвете, качестве материала. Способствуют развитию пространственного мышления, воображения, развитию эмоциональной сферы ребенка в игре. Пирамидки Используются для развития точных координированных движений пальцев рук, умения соотносить детали по цвету, размеру. Кубики Используются для развития мелкой моторики кистей рук, Способствуют развитию зрительного восприятия, аналитико- синтетической деятельности. Бусины разной величины, из разных материалов Используются для развития тонких координированных движений пальцев рук; как наполнитель для сухого бассейна. Способствуют развитию эстетического восприятия, ознакомлению с основными цветами и их оттенками. Пробки от пластиковых бутылок разного цвета Используются -для нанизывания на нить; -в качестве материала для мозаики, поделок; -в игре «Башмачок», «Шагалочки» (ребенок ставит указательные и средние пальцы рук в основание пробок и передвигает их под ритм стихотворения либо по шахматному полю); -«Сороконожка» надевает пробки на все пальцы, поочередно приставляя каждый палец, двигается по дорожке; -«Силач», «Кто больше» набрать в ладошку пробку, стараясь удержать как можно большее количество пробок; -наполнитель для сухого бассейна. Способствуют развитию тонких дифференцированных движений пальцев рук, развитию образной, выразительной речи, развитию пространственного мышления, воображения. Пуговицы разной величины, из разных материалов Используются -для нормализации мышечного тонуса - сортирование по размеру или цвету -выкладывание контура предметов и пройденных букв -ознакомление с порядковыми и числительными -как фишки для проведения звукового и слогового анализа и синтеза -как наполнитель для сухого бассейна. Способствуют развитию эстетического восприятия, ознакомлению с основными цветами и их оттенками. Коврики и подушечки разной формы, величины с нашитой фурнитурой(крючки, кнопки, пуговицы, шнурки, молнии)из разных материалов Используются -для нормализации мышечного тонуса -тренировки застегивания, шнуровки и т.д и Способствуют развитию точных движений пальцев рук, закреплению навыков самообслуживания. Наборы для вышивания- картонные и пластиковые трафареты с проколотыми отверстиями и контурным рисунком, пластмассовая игла и толстые шерстяные нити Используются -для нормализации мышечного тонуса - различения цветов и оттенков -развитие моторной ловкости пальцев рук -развитие творческого воображения Способствуют развитию эстетического восприятия, развитию пространственного мышления, воображения, ознакомлению с основными цветами и их оттенками. Мозаика разной величины и формы Используются -для развития тонких координированных движений пальцев рук; -закрепление знаний о цвете; -выкладывание контура предметов и пройденных букв -ознакомление с порядковыми и числительными -как фишки для проведения звукового и слогового анализа и синтеза -как наполнитель для сухого бассейна. Веревки с узлами разного диаметра и качества Используются -для развития тонких координированных движений пальцев рук; -тренировка навыков завязывания и развязывания; -тренировка темпо-ритмической организации речи; -развитие звукового и слогового анализа и синтеза Игрушки и корбки с фигурными вырезами Используются -для развития тонких координированных движений пальцев рук; -развитие зрительного восприятия; -тренировка темпо-ритмической организации речи; Счетные палочки разного диаметра, качества Используются -для развития тонких координированных движений пальцев рук; -выкладывание геометрических фигур, контуров предметов; -тренировка темпо-ритмической организации речи; -развитие звукового и слогового анализа и синтеза; - развитие пространственного воображения. Кольца пластиковые (с разрезом) Используются -для развития тонких координированных движений пальцев рук («Цепочка»); -тренировка темпо-ритмической организации речи; -развитие звукового и слогового анализа и синтеза; Трафареты и шаблоны по различным лексическим темам Используются -для развития графо - моторных навыков; -закрепление лексических тем; - развитие пространственного воображения. Куклы (перчатки, мягкие, народные и др.) изготовленные из разных материалов Используются -для формирования положительного эмоционального фона, положительной мотивации; -закрепление навыков согласования существительных с числительными, местоимениями в роде, числе, падеже; -закрепление о временах года; - развитие пространственного воображения. Способствуют развитию эстетического восприятия, развитию пространственного мышления, воображения, ознакомлению с основными цветами и их оттенками, приобщению к народной культуре. Для коррекционной работы разработаны игровые упраж¬нения в условиях сенсорного центра. Упражнения на релакса¬цию (расслабляющие упраж¬нения для снятия мышечно¬го напряжения) • Ноги: поднять левую ногу, повернуть ее носком к себе и напрячь. Затем медленно рас¬слабить ногу, пока стопа не окажется на полу (аналогич¬ное упражнение с правой но¬гой). • Живот: напрячь живот, поджав его и сделав твердым, как доска, затем медленно расслабить. • Спина: наклониться впе¬ред, отвести локти максималь¬но назад и попробовать свес¬ти лопатки. Затем медленно расслабиться и вытянуть руки до тех пор, пока они не лягут на колени в расслабленном состоянии. • Грудная клетка: напрячь грудную клетку, попытаться сжать ее. Затем медленно рас¬слабить грудь. • Ниже пояса: напрячь нижнюю часть тела, включая бедра и ягодицы. Почувствовать, как будто слегка припод¬нимаешься над креслом. За¬тем медленно расслабиться в кресле. • Руки: выпрямить правую руку, сжать в кулак и на¬прячь руку от плеча до кис¬ти. Затем медленно расслабить руку, начиная с предплечья до тех пор, пока она не ляжет на колени в расслабленном состоянии (аналогично уп-ражнение с левой рукой). • Шея: напрячь шею, мак¬симальное напряжение — ка¬дык, мышцы по бокам и сза¬ди шеи. Затем медленно рас¬слабить шею. • Лоб: наморщить лоб, мак¬симальное напряжение — над переносицей и под каждой бровью. Затем медленно рас¬слабить лоб и особо вниматель¬но следить за теми областями, которые напряжены больше всего. • Глаза: очень плотно за¬крыть глаза. Они должны быть напряжены в верхней и нижней частях век и по вне¬шним и внутренним границам глаза. Затем постепенно рас¬слабить глаза, медленно от¬крывая их. • Нос: наморщить нос, мак¬симальное напряжение — пе¬реносица и ноздри. Затем по¬степенно расслабить нос, сняв все напряжение. • Улыбка: широко улыб¬нуться, максимальное напряжение — верхняя и нижняя губа, щеки; губы широко ра¬стянуты. Затем постепенно расслабить лицо. • Язык: крепко прижать язык к нёбу, максимальное напряжение — между нёбом и языком и мышцы под ниж¬ней челюстью. Затем медлен¬но расслабить эти мускулы, опуская язык вниз. • Челюсти: напрячь челю¬сти, максимальное напряже¬ние — мускулы с обеих сто¬рон лица и виски. Затем мед¬ленно разжать челюсти и отметить ощущение освобож¬дения. • Губы: поджать губы, мак¬симально напрячь верхнюю и нижнюю губу и уголки губ. Затем медленно расслабить их. Развитие коммуникативных возможностей и способностей (выработка положительных черт характера; преодоление агрессивности, тревожности, замкнутости, застенчивости). • «Общий круг»: здоровать¬ся глазами. • «Зеркало»: повторять дви¬жения. • «Эхо»: повторять издава¬емые звуки. • «Разговор сквозь стекло»: объясняться жестами. • «Комплименты»: говорить добрые слова и пожелания друг другу. • «Связующая нить»: пере¬давать клубок ниток, сопро¬вождая высказыванием доб¬рых пожеланий друг другу. • «Продолжи движение»: один ребенок начинает движе¬ние, другой его продолжает. Таким образом, занятия в сенсорном центре с использованием различных заданий, игровых упражнений, этюдов, игр - одна из важных форм коррекционного воздействия на детей с нарушениями речи, способствующая развитию коммуникативных способностей ¬детей дошкольного воз¬раста; выработке положитель¬ных черт характера.   Список использованной и рекомендуемой литературы Белякова Л.И., Дьякова ЕЛ. Заикание. М., 1998. Бондаренко А.К. Дидактичес¬кие игры в детском саду. М., 1991. Волкова ГА. Игровая дея¬тельность в устранении заика¬ния у дошкольников. М., 1983. Волкова Г.А. Особенности развития общительности заика¬ющихся детей раннего и до¬школьного возраста // Логопед в детском саду. 2006. № 3. Выготская И.Г., Пеллингер Е.Л., Успенская Л.П. Устра¬нение заикания у дошкольников в игровых ситуациях. М., 1993. Галямова Ю.С. Среда темной сенсорной комнаты и музыкотерапия // Логопед в детском саду. 2008. № 2. * Данилина ТА., Зедченидзе ВЛ., Степина Н.М. В мире детских эмоций. М., 2004. Чевелева НА. Исправление речи у заикающихся дошкольников. М., 1965. Колос Г.Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении. М., 2006. Коноваленко СВ. Коммуникативные способности и социализация. М., 2001. Приходько ОТ., Белякова ЮЮ). Полифункциональная среда сен сорной комнаты как средство коррекционно-развивающей работы с детьми с двигательной патологи ей // Логопед в детском саду. 2007. № 7. Рождественская В.И., Павлова А.И. Игры для исправления заикания. М., 1978. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. М., 2003.  
Категория
Родителям