Специальные условия для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
«Доступная среда» — программа, направленная на улучшение качества жизни инвалидов и маломобильных групп населения Российской Федерации. Реализация программы доступной среды проходит как на федеральном, так и на региональном уровнях.
Безбарьерная среда — это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни. Одной из важных задач программы является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество. Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации.
Создание условий в рамках реализации целевой программы, направленной на создание условий для полноценной интеграции маломобильных групп населения в МБДОУ детский сад комбинированного вида №7:
В целях обеспечения доступности для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в МБДОУ д/с-к/в № 7 созданы условия:
Разработана «Политика обеспечения условий доступности для инвалидов и других маломобильных граждан объектов и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи»;
Разработана «Дорожная карта» обеспечения условий по доступности на них инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования;
Назначена комиссия «Приказ о создании комиссии»;
Разработан «Паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставления на нем услуг в сфере образования»;
Вход в здание оснащён кнопкой вызова. Нажав на кнопку вызова сотрудники МБДОУ окажут помощь людям с ограниченными возможностями;
Создана адаптированная модель официального сайта организации для лиц с нарушениями зрения (версия для слабовидящих) на каждой странице сайта ДОУ;
Разработана и утверждена «Должностная инструкция ответственного сотрудника за организацию работы по обеспечению доступности объекта и услуг и инструктаж персонала».
Информация о специальных условиях для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями.
Созданная коррекционно-развивающая среда в МБДОУ - это комплексный, системный, вариативный, инвариантный, пластически меняющийся механизм непрерывной психолого-педагогической помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья на пути становления его социальной компетентности в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми, формировании мобильности и общественной активности. Изменение, улучшение и обогащение развивающей предметно-пространственной среды является одним из эффективных условий реализации образовательного процесса ребенка с ОВЗ.
В МБДОУ функционирует одна группы компенсируюшей направленности для детей с ограниченным возможностями здоровья (тяжелое нарушение речи).
Специально оборудованные учебные кабинеты.
Групповое помещение (1 шт).
Лица с ОВЗ и инвалиды участвуют в образовательном процессе на общих условиях.
Групповое помещение предназначено для проведения игр, образовательной деятельности и приема пищи. Развивающая предметно – пространственная среда в группе создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.
Наполнение развивающей предметно – пространственной среды обеспечивает реализацию основной образовательной программы дошкольного учреждения в совместной и самостоятельной деятельности взрослого и детей не только в рамках организованной образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов. При отборе материалов педагоги отдают предпочтение как традиционным, так и нетрадиционным материалам, сообразно педагогической ценности, с учетом возраста детей, их интеллектуальными, творческими возможностями.
В группе выделены уголки для мальчиков и девочек со специфическим набором игрушек и предметов. Созданная в группе предметно-пространственная среда многофункциональна, открывает множество возможностей для детей, обеспечивает все составляющие образовательного процесса. В зависимости от времени года, государственных праздников, событий детского сада развивающая среда обновляется, вносятся новые предметы, объекты.
Все материалы и оборудование отвечают гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.
Предметно-развивающая среда разделена на зоны, которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач в игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской деятельности.
Игровая зона содержит игрушки, которые дети используют в соответствии с замыслом, сюжетом игры в разных функциях. Игрушки способствуют развитию сенсорно-моторных возможностей детей, творчества, воображения. Подобран разнообразный материал для обучения воспитанников конструированию, ознакомлению с цветом и формой и пр.
Количество игрушек в игровой зоне достаточно для самостоятельной и совместной деятельности детей. Для развития художественно-творческих способностей в групповой комнате созданы уголки театральной и музыкальной деятельности, изобразительного творчества, где собраны различные материалы для продуктивной деятельности.
Спортивный уголок включает материал и оборудование для двигательной активности малышей: для ходьбы, бега и равновесия; для прыжков; для бросания и ловли; для ползания и лазания; для общеразвивающих упражнений и подвижных игр.
Приемная комната оборудована настенными стендами с информацией для родителей (законных представителей), постоянно действующими выставками детского творчества.
Музыкально-спортивный зал (1 шт).
Музыкально-спортивный зал предназначен для проведения музыкальных и физкультурных занятий, развлечений, праздников, проведения индивидуальной работы по музыкальному и физическому развитию.
Музыкально-спортивный зал оснащен современным оборудованием: фортепьяно, музыкальный центр, музыкальные колонки, микрофоны, мультимедийный проектор, экран.
Педагогами разработаны мнемотаблицы, картотеки музыкально-дидактических игр, картотеки учебно-методических пособий по музыкальному образованию дошкольников.
Подобрана фонотека, CD и mp3 диски. В наличии имеются детские музыкальные инструменты, раздаточный материал, иллюстрации, портреты композиторов, разнообразные карнавальные костюмы для взрослых, карнавальные костюмы для детей, атрибуты к танцам, играм - драматизациям, аттракционам.
Для проведения физкультурных занятий в музыкально-спортивном зале в наличии спортивное оборудование и атрибуты, пособия для выполнения физических упражнений (мячи, мешочки с песком, обручи, ленточки, палки гимнастические, кубики, погремушки, шнуры и др.).
Кабинет учителя-логопеда (1 шт.)
Для осуществления коррекционно-развивающей работы с инвалидами и детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, оборудован логопедический кабинет.
Оборудование кабинетов соответствует требования ФГОС, содержанию основной адаптированной образовательной программы, возрастным особенностям детей.
Развивающая предметно-пространственная среда в кабинете учителя-логопеда.
Центр речевого и креативного развития в кабинете логопеда:
- Зеркало50х100 см, закрытое шторой с лампой дополнительного освещения.
- Стулья (регулируемые по высоте) для занятий у зеркала; столы и стулья (регулируемых по высоте) для проведения фронтальных занятий в кабинете учителя-логопеда;
- Комплект зондов для постановки звуков, комплект зондов для артикуляционного массажа.
- Дыхательные тренажеры, игрушки и пособия для развития дыхания (свистки, свистульки, дудочки, воздушные шары и другие надувные игрушки, «Мыльные пузыри», перышки, сухие листочки, лепестки цветов и т. д.).
- Картотека материалов для автоматизации и дифференциации звуков всех групп (слоги, слова, словосочетания, предложения, потешки, чистоговорки, тексты, словесные игры).
- Логопедический альбом для обследования звукопроизношения
- Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи
- Предметные картинки по изучаемым лексическим темам, сюжетные картинки, серии сюжетных картинок.
- Алгоритмы, схемы описания предметов и объектов, мнемотаблицы для заучивания стихотворений.
- Лото, домино по изучаемым лексическим темам.
- Игры для развития лексико-грамматических категорий(картотека).
- Небольшие игрушки и муляжи по изучаемым темам, разнообразный счетный материал.
- Предметные и сюжетные картинки для автоматизации и дифференциации звуков всех групп.
- Настольно-печатные дидактические игры для автоматизации и дифференциации звуков всех групп.
- Настольно-печатные игры для совершенствования грамматического строя речи.
- Раздаточный материал и материал для фронтальной работы по формированию навыков звукового и слогового анализа, и синтеза, навыков анализа и синтеза предложений (семафоры, разноцветные флажки, светофорчики для определения места звука в слове, пластиковые кружки, квадраты, прямоугольники разных цветов и т. п.)
- Настольно-печатные дидактические игры для развития навыков звукового и слогового анализа, и синтеза («Подбери схему», «Цветочки», «Волшебные дорожки», «Раздели и забери», «Собери букеты» и т. п.).
- Разрезной алфавит, магнитная азбука.
- Слоговые таблицы.
- Карточки со словами и знаками для составления и чтения предложений.
- «Мой букварь»
- Магнитные геометрические фигуры, геометрическое лото, геометрическое домино (для формирования и активизации математического словаря).
- Наборы игрушек для инсценирования нескольких сказок.
- Игры и пособия для обучения грамоте и формирования готовности к школе («Составь слова», «У кого больше слов», «Буква потерялась», «Скоро в школу», «Собери портфель» и т. п.).
- Альбом «Професссии»
- Альбом «Кем быть?»
- Альбом «Дети нашей группы»
- Альбом «Четыре времени года»
- Тетради для подготовительной к школе логопедической группы.
- Ребусы, кроссворды, изографы.
Центр сенсорного развития в кабинете логопеда:
- Звучащие игрушки (свистки, дудочки, колокольчики, бубен, маракасы).
- Звучащие игрушки-заместители.
- Маленькая настольная ширма.
- «Волшебный мешочек» с мелкими предметами по всем лексическим темам.
- Карточки с наложенными и «зашумленными» изображениями предметов по лексическим темам, игры типа «Узнай по силуэту», «Что хотел нарисовать художник?», «Найди ошибку художника», «Ералаш», «Распутай буквы».
- Палочки Кюизенера.
- Блоки Дьенеша.
- Занимательные игрушки для развития тактильных ощущений.
Центр моторного и конструктивного развития в кабинете логопеда:
- Плоскостные изображения предметов и объектов для обводки по изучаемым лексическим темам, трафареты, клише, печатки.
- Разрезные картинки и пазлы по изучаемым темам (8—12 частей).
- Кубики с картинками по изучаемым темам (8—12 частей).
- «Пальчиковые бассейны» с различными наполнителями.
- Массажные мячики разных цветов и размеров.
- Массажные коврики и дорожки.
- Мяч среднего размера.
- Малые мячи разных цветов (10 шт.).
- Флажки разных цветов (10 шт.).
- Игрушки-шнуровки, игрушки-застежки.
- Мозаика и схемы выкладывания узоров из нее.
- Средние и мелкие конструкторы типа «Lego» или «Duplo».
- Бусы разных цветов и леска для их нанизывания.
- Занимательные игрушки из разноцветных прищепок.
- Мозаика и схемы выкладывания узоров из нее.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Лица с ОВЗ и инвалиды участвуют в образовательном процессе на общих условиях.
Для полноценного осуществления образовательной деятельности в МБДОУ функционируют объекты для проведения практических занятий.
В групповом помещении созданы условия для проведения практических занятий с воспитанниками, а также обеспечения разнообразной двигательной активности и музыкальной деятельности. В помещениях обеспечено естественное и искусственное освещение, соблюдается воздушно-тепловой режим в соответствии с требованиями санитарных правил и норм.
В групповом помещении организованы специальные зоны для различных видов коллективной и индивидуальной деятельности детей. Группа оснащена современным и разнообразным игровым оборудованием, дидактическим и демонстрационным материалом, аудиовизуальными средствами. Предметно - пространственная организация группового помещения служит интересам и потребностям детей, а ее элементы развитию каждого ребенка. Обеспечен свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, имеются полифункциональные игрушки, мягкие модули, используется мягкая мебель. Разнообразное оборудование помещений в группах позволяет ребенку заниматься заинтересовавшей его деятельностью, по желанию сменить ее.
Территория МБДОУ.
Для ознакомления и общения детей с природой, воспитания бережного отношения к ней, формирования навыков элементарного труда на территории создана: экологическая тропа, огород, фитогрядка.
Прогулочный участок (1 шт.).
За группой закреплена прогулочная площадка. На прогулочной площадке у воспитанников есть возможность наблюдать за объектами живой и неживой природы, проводить опыты и эксперименты.
Наличие библиотеки, приспособленной для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Библиотека в МБДОУ располагается в методическом кабинете. Весь книжный фонд МБДОУ условно разделен на три части и включает в себя:
- книги для воспитателя (методическая и справочная литература);
- демонстрационный материал, дидактические пособия;
- книги для воспитанников: произведения, рекомендованные программой, по которой работает МБДОУ, сборники сказок, малых фольклорных форм, познавательной литературы, произведения русских и зарубежных поэтов, и писателей;
- книги совместного пользования.
Методическая литература размещена по разделам: «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Наличие объектов спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Лица с ОВЗ и инвалиды участвуют в образовательном процессе на общих условиях.
Групповое помещение.
В группе оснащен спортивный уголок с оборудование для проведения утренней гимнастики, подвижных игр, развлечений, индивидуальной работы по физическому развитию, самостоятельной игровой деятельности
Музыкально-спортивный зал.
Оборудование: гимнастические скамейки; мишени навесные и на стойке разных типов; мягкие модули, канат короткий и длинный; обручи различных размеров; гимнастический набор (палки, подставки, зажимы); мячи фитболы, наборы кеглей, стойки и планки для прыжков; набор «баскетбол с малыми мячами», мячи на веревке, мячи теннисные, султанчики, корзины для оборудования, разметочные конусы, пособия для выполнения физических упражнений (мячи, мешочки с песком, ленточки, палки гимнастические, кубики, погремушки, шнуры и др.);тренажеры, разные пособия для объединения в своеобразные комплексы (полосы препятствий, дорожки, заборчики, домики), флажки, мячи: футбольные, баскетбольные, волейбольные; мячи надувные; мячи маленькие и средних размеров; массажные мячи су-джок, доска массажная, поролоновые дорожки, мишени, кольцебросы, ракетки с воланами, гантели.
Картотеки: дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, зрительная гимнастика, гимнастика су-джо, гимнастика брейн – джим, артикуляционная гимнастика, подвижных игр для всех возрастов.
Спортивная площадка (1 шт.)
Для проведения утренней зарядки на свежем воздухе, физкультурных занятий на прогулке, спортивных праздников, развлечений в МБДОУ оборудована спортивная площадка.
Прогулочная площадка, соответствуют возрастным особенностям детей.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Лица с ОВЗ и инвалиды не нуждаются в специальных средствах обучения и используют их на общих условиях.
Методическое обеспечение образовательного процесса в МБДОУ осуществляется методической службой образовательного учреждения.
Материально-экономические средства (наглядные пособия, ТСО, оборудование, учебно-методические пособия).
Педагогические средства:
- развивающие игры, пособия;
- экспериментальные наборы, для практических работ по ознакомлению с окружающим миром;
- рабочие тетради в печатном виде;
- плакаты, слайд - альбомы;
- учебное видео, презентации;
- диагностические материалы
В группе имеются дидактические средства: альбомы, художественная литература, дидактические игры, сюжетные и игровые наборы и игрушки. Специально разработаны центры активности: книжный уголок, изоуголок, уголок познавательного развития, экспериментирования и т.д.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания.
Доступ в здание образовательной организации не предусматривают наличие подъемников и других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
С целью доступа в МБДОУ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья имеется звонок для вызова дежурного, таблички Брайля.
Специальные условия питания.
Лица с ОВЗ и инвалиды не нуждаются в специальных условиях питания.
Питание организовано на общих условиях.
МБДОУ д/с-к/в № 7 обеспечивает гарантированное сбалансированное питание детей в соответствии с требованием СанПиН.
Рациональное питание детей - необходимое условие их гармоничного роста, физического и нервно-психического развития, устойчивости к воздействию инфекций и других неблагоприятных факторов внешней среды.
Организовано 4-х разовое питание: завтрак, 2-й дополнительный завтрак, обед и уплотнённый полдник. В рацион питания включены все основные группы продуктов: мясо, рыба, молоко и молочные продукты, яйца, пищевые жиры, овощи и фрукты, сахар, кондитерские изделия, хлеб, крупа и др.
Питание организовано в групповой комнате.
Весь цикл приготовления блюд происходит на пищеблоке, оснащенном современным оборудованием. Пищеблок на 100% укомплектован кадрами.
Помещение пищеблока размещается на первом этаже, имеет отдельный выход.
Транспортирование пищевых продуктов осуществляется специальным автотранспортом поставщиков.
Разработано примерное перспективное десятидневное меню для детей от 2-х до 3-х лет и с 3-х лет до 8 лет, по сезонам. При составлении меню используется разработанная картотека блюд, что обеспечивает сбалансированность питания по белкам, жирам, углеводам. В меню каждый день включена суточная норма молока, сливочного и растительного масла сахара, хлеба, мяса.
Продукты, богатые белком (рыба, мясо), включаются в меню первой половины дня. Во второй половине дня детям предлагаются молочные, овощные блюда, рыба, выпечка.
Ежедневно в меню включены овощи, как в свежем, так и вареном и тушеном виде. Дети регулярно получают на второй завтрак, полдник - фрукты, кисломолочные продукты.
Организация питания постоянно находится под контролем администрации МБДОУ. Выдача готовой пищи разрешается только после снятия пробы медицинским работником с обязательной отметкой вкусовых качеств, готовности блюд и соответствующей записи в бракеражном журнале готовых блюд. Вес порционных блюд соответствует выходу блюд, указанному в меню-раскладке.
В МБДОУ осуществляется работа с сотрудниками по повышению качества, организации питания, с родителями воспитанников в целях организации рационального питания в семье, с детьми, посещающими дошкольное образовательное учреждение по формированию представлений о правильном питании и способах сохранения здоровья.
Для обеспечения преемственности питания родителей информируют об ассортименте питания ребенка, вывешивая ежедневное меню за время пребывания в МБДОУ. Родители (законные представители) ежедневно имеют возможность ознакомиться с ежедневным меню на официальном сайте МБДОУ в разделе «Питание. Меню» (https://ds7.uokvz.ru/).
Специальные условия охраны здоровья.
Лица с ОВЗ и инвалиды не нуждаются в специальных условиях и охраны здоровья.
Охрана здоровья организована на общих условиях.
Охрана и укрепление здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни являются первостепенной задачей в МБДОУ.
Реализация данного направления обеспечивается:
- направленностью воспитательно-образовательного процесса на физическое развитие дошкольников и их валеологическое образование (как приоритетное направление в работе дошкольного учреждения);
- комплексом оздоровительных мероприятий в режиме дня в зависимости от времени года;
- созданием оптимальных педагогических условий пребывания детей в МБДОУ;
- формированием подходов к взаимодействию с семьей и развитием социального партнерства.
Медицинские услуги в пределах функциональных обязанностей медицинского персонала оказываются бесплатно.
Медицинский персонал наряду с администрацией несет ответственность за здоровье и физическое развитие детей, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима и обеспечение качества питания.
Для осуществления лицензированной медицинской деятельности в соответствии с рекомендациями Министерства здравоохранения в Центре оборудован медицинский кабинет.
Охрана и укрепление здоровья воспитанников осуществляется по нескольким направлениям:
оценка здоровье ребенка при постоянном и ежедневном контроле состояния здоровья:
- четкое соблюдение охраны и укрепления психофизического здоровья детей через наблюдение и учет эмоционального состояния детей;
- психологическое просвещение педагогического коллектива, проведение индивидуальных и коллективных консультаций для воспитателей, и родителей;
- использование рекомендаций для использования элементов коррекционной работы с детьми;
- оказание систематической помощи и педагогической поддержки в период адаптации ребенка;
- обеспечение эмоционального благополучия ребенка: проведение индивидуальной работы с детьми с учетом индивидуально-психологических особенностей;
- воспитание у дошкольников потребности в здоровом образе жизни: обеспечивать сбалансированное питание, осуществлении профилактики вредных привычек, проведения бесед о последствиях воздействия на организм вредных веществ;
- воспитания у дошкольников уверенность в своих силах и возможностях.
Таким образом, реализуемый комплекс оздоровительных мероприятий в МБДОУ, направленных на охрану, укрепление и коррекцию здоровья воспитанников благоприятно влияет на рост и развитие детского организма.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям.
Информационная база МБДОУ оснащена электронной почтой, компьютерами, выходом в
Интернет, разработан и действует официальный сайт МБДОУ.
Электронная почта используется для электронного документооборота, сбора и обмена управленческой, статистической информацией.
Компьютерные технологии стали активно использоваться в административной и образовательной деятельности.
Официальный сайт является важнейшим элементом информационной политики образовательной организации, реализации открытости деятельности образовательной организации и инструментом решения ряда образовательных задач, связанных с формированием информационной культуры участников образовательного процесса.
Особые условия доступа к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ при работе с официальным сайтом МБДОУ представлены версией для слабовидящих.
Педагогическим работникам МБДОУ предоставляется бесплатный доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям.
В соответствии с возрастными особенностями контингента воспитанников МБДОУ доступ воспитанникам к информационным системам и информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» отсутствует.
Собственные электронные образовательные и информационные ресурсы.
Педагоги в образовательной деятельности с детьми, при проведении развлечений, праздников активно используют презентации, выполненные самостоятельно в программе Microsoft Power Point по различным образовательным областям.
В соответствии с возрастными особенностями контингента воспитанников МБДОУ свободный доступ воспитанникам к собственным электронным образовательным и информационным ресурсам в МБДОУ не предусматривается.
Сторонние электронные образовательные и информационные ресурсы
В соответствии с возрастными особенностями контингента воспитанников МБДОУ свободный доступ воспитанников к сторонним электронным образовательным и информационным ресурсам в МБДОУ не предусматривается.
Ссылки на сайты официальных организаций системы образования
- Министерство образования и науки Российской Федерации (http://минобрнауки.рф/)
- Федеральный портал «Российское образование» (http://www.edu.ru/)
- Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» (http://window.edu.ru/)
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)
- Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru/)
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов, и лиц с ограниченными возможностями здоровья не предусматривается.
Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат.
Общежитие, интернат в МБДОУ отсутствует
Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Общежитие, интернат в МБДОУ отсутствует
Правила этикета при общении с инвалидом.
- Когда Вы разговариваете с инвалидом, обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему или сурдопереводчику, которые присутствуют при разговоре.
- Когда Вас знакомят с инвалидом, вполне естественно пожать ему руку, правую или левую (если есть протез).
- Когда Вы встречаетесь с человеком, который плохо или совсем не видит, то обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с Вами. Если у Вас общая беседа в группе, не забывайте пояснить, к кому в данный момент Вы обращаетесь, и назвать себя.
- Если Вы предлагаете помощь, ждите, пока ее примут, а затем спрашивайте, что и как делать.
- Обращайтесь с взрослыми инвалидами как с взрослыми. Обращайтесь по имени и на «ты» только в том случае, если Вы хорошо знакомы.
- Инвалидная коляска - это часть неприкасаемого пространства человека, который ее использует. Опираться или повисать на ней нельзя.
- При разговоре с человеком, испытывающем трудности в общении, слушать его необходимо внимательно, терпеливо дожидаясь конца фразы. Нельзя поправлять его и договаривать за него. Повторите, что Вы поняли, это поможет человеку ответить Вам, а Вам понять его.
- При разговоре с человеком на коляске, расположиться необходимо так, чтобы Ваши и его глаза были на одном уровне.
- Чтобы привлечь внимание слабослышащего человека, помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и необходимости, он мог читать по губам. Расположиться лучше так, чтобы на Вас падал свет, и Вас было хорошо видно.
- Не смущайтесь, если случайно допустили оплошность, сказав «Увидимся» или «Вы слышали об этом?» тому, кто не может видеть или слышать.